Сьогодні: 5 December, 2020

Мама, у меня болит животик!

Для провизора эта проблема серьезна вдвойне: с одной стороны, нужно дать профессиональную рекомендацию обеспокоенным родителям, а с другой – аптечные работники точно такие же родители, которые хотят понимать, что происходит с их ребенком и как ему помочь. Свои разъяснения по наиболее распространенным Мама, у меня болит животик! расстройствам ЖКТ у детей в рамках Викторовских чтений «Безопасность лекарственных средств и рациональная фармакотерапия» дала Тамара Борисова, д.м.н., профессор кафедры педиатрии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.

«Болит живот? Хронический гастрит!» – вот утрированная схема, по которой врачи нередко диагностируют патологии пищеварительной системы. Популярный диагноз вызывает один вопрос: а куда же деваются все эти дети с хроническим гастритом, когда вырастают? Ведь в подавляющем большинстве случаев болезнь просто «испаряется». Самый логичный ответ – чаще всего изначально имеют место функциональные расстройства с болью в животе, изжогой и другими признаками, которые легко принять за симптомы гастрита. Римский консенсус 2006 г. (то есть, в самом свежем своем варианте) разделил все функциональные расстройства на две группы:
• расстройства у новорожденных и детей раннего возраста;
• расстройства у детей и подростков.

Но есть и такие проблемы ЖКТ, которые встречаются у обеих этих групп, причем, согласно эпидемиологическим исследованиям, они наиболее распространены среди детей. Речь идет об абдоминальной боли и функциональном запоре.

Абдоминальная боль: не хочу в школу

Каждому педиатру хорошо знакома ситуация: в школе у ребенка живот болит постоянно, зато когда он на каникулах или дома во второй половине дня, все в полном порядке.

Что это значит?

Велико искушение вспомнить выпуски «Ералаша» и отреагировать на проблему как на детскую хитрость и банальное нежелание учиться. Но этот путь ведет в тупик. Нужно попытаться разобраться, почему у ребенка возникает боль именно в школе. Обычно причина – в агрессивном поведении учителей и в боязни ребенка, что его накажут за какое-то действие. В таких случаях терапия обязательно должна включать психологическую поддержку. Желателен и прием растительных седативных средств.

Как распознать?

По Римcким критериям III показателем функциональной абдоминальной боли служит рецидивирующая боль в животе или дискомфорт по меньшей мере 1 раз в неделю в последние 2 месяца, связанные с 1 или больше признаками:
• симптомы уменьшаются или проходят после дефекации;
• начало симптомов ассоциируется с изменением частоты или характера стула;
• отсутствуют другие заболевания, объясняющие наличие симптомов.

В терапии такого состояния важно выделить ведущий симптом. Боль может появляться «в паре» с метеоризмом, запором или диареей. При всех этих состояниях необходимо введение диеты и прием лекарственных препаратов. Первичный курс лечения составляет 6-8 недель. Абдоминальная боль может проявляться при таких расстройствах, как:
• функциональная диспепсия;
• синдром раздраженной кишки;
• кишечная колика;
• абдоминальная мигрень.

Но чаще всего это следствие функциональной диспепсии. Такое состояние характеризуется постоянной или рецидивирующей болью или дискомфортом в верхней части живота по срединной линии. Врач может поставить диагноз при наличии одного или более симптомов, которые беспокоят пациента 1 раз в неделю на протяжении 2 месяцев.

Синдром запора: этот страшный горшок

В дословном переводе слово «запор» означает скопление. Это нарушение функции кишечника, а именно увеличение интервала между дефекациями по сравнению с индивидуальной нормой и/или систематически недостаточное опорожнение кишечника и/или изменение формы и характера стула. С каждым годом число больных с запором увеличивается. Согласно российскому популяционному исследованию 2012 г., порядка 53 % детей имеют признаки хронического запора. Это может быть связано с физиологическими особенностями структурной и функциональной незрелости отдельных органов и систем, с современным состоянием иммунной системы и питания. В детском возрасте запор бывает функциональным (95 % случаев) или органическим.

Что это значит?

Среди разнообразных причин детского запора особое место занимает поведение родителей. Если они решили занять жесткую позицию, приучая малыша к горшку, велика вероятность психоэмоциональных нарушений. Ребенок еще не до конца разобрался в системе простых поощрений и наказаний, зато запомнил, что если он укакается, его накажут. Вот и пытается сдерживаться, пока это не приводит к запору. Другой вариант – некомфортные условия для того, чтобы «делать свои дела». Например, в садике или в той же школе. К алиментарным факторам запора относится количественный недокорм или недостаток в пище растительных волокон, недостаточное потребление жидкости, избыточное потребление животных жиров, белка (мяса, яиц), протертых блюд, нарушение режима питания, отказ от завтрака.

Как распознать?

Согласно Римским критериям, функциональный запор диагностируется у детей до 4 лет, если имеются 2 или более симптомов в течение 1 месяца. У детей от 4 до 18 лет – при наличии 2 или более симптомов 1 раз в неделю в течение 2 месяцев. К таким симптомам относится:
• Урежение ритма дефекации (менее чем 6 раз за неделю для детей до 3 лет и менее 3 раз в неделю для детей старше 3 лет).
• Изменение формы и характера стула.
• Вынужденное натуживание, занимающее более 25 % времени акта дефекации.
• Чувство неполного опорожнения кишечника.

При запоре происходит нарушение транзита каловых масс, задержка и уплотнение стула. Прямая кишка привыкает к стимулам от увеличенных каловых масс, и позыв к дефекации уменьшается. По мере растяжения стенки прямой кишки может появиться каломазание, которое родители нередко принимают за нормальный стул, хотя это уже серьезная стадия запора. Вторая проблема хронических запоров – это недержание кала. Встречается у 35 % девочек и 55 % мальчиков, страдающих запорами. Эта ситуация вызывает у ребенка серьезные психологические проблемы. Для того чтобы поставить диагноз в большинстве случаев достаточно тщательного сбора анамнеза и физикального обследования.

Чем помочь?

Прежде всего, родителям стоит обратить внимание на свое поведение – не провоцируют ли они у малыша боязнь горшка? Известна проблема, связанная с использованием памперсов, когда и дети, и родители теряют необходимость в воспитании туалетных навыков у ребенка. С другой стороны, родители могут начать обучение гигиеническим навыкам лишь тогда, когда ребенок может сказать о своих нуждах и попросить о помощи в случае, если он обмочился или запачкался.
Союз педиатров России считает, что начинать воспитание таких навыков у ребенка следует не ранее чем в 18 мес. И нужно родителям объяснить, что это займет несколько недель, а порой и несколько месяцев. Как бы это ни обескураживало, ни надоедало или раздражало, в ряде случаев лишь к 3 годам ребенок начинает осознанно понимать свою потребность.
В этом деликатном деле очень важно не переусердствовать, потому что конфликт, связанный с наказаниями, создает серьезные проблемы в развитии личности ребенка. Родители должны быть терпеливыми и устранить негативное отношение к ситуациям, связанным с каломазанием, которое происходит из-за переполнения кишечника и не является умышленным действием. В свою очередь, у ребенка нужно воспитывать неторопливое посещение туалета. Хорошо вести стуловый дневник (лучше, чтобы сам ребенок стикером отмечал свои успехи, это создаст у него позитивное отношение к процессу). Родители обязательно должны его хвалить и награждать за каждое достижение. Медикаментозную терапию следует вводить для ликвидации калового завала. Возможны также очищающие клизмы. Однако из-за токсичности категорически не рекомендуется использование мыла, водопроводной воды, клизм с магнезией. Следующий этап – поддерживающая терапия, которая может проводиться очень долго. Приостановить ее можно, только если ребенок имеет регулярный стул «без трудностей». Большую роль играет сбалансированная диета с увеличением объема жидкости, углеводов (особенно полезны в таких случаях сливы, груши, яблоки). Однако насильственное внедрение диеты не рекомендуется.

***

Функциональные расстройства ЖКТ у детей однозначно требуют от взрослых терпения и такта. Нельзя забывать, что любой ребенок однажды вырастет, и если сейчас допустить ошибку, то в будущем она может «вылиться» ему проблемами со здоровьем, в том числе и психоэмоциональными. Чтобы этого не случилось, достаточно любить его, окружать теплом и радостными впечатлениями.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/