Сьогодні: 5 December, 2020

Древняя Индия. Наука жизни

«В руках невежды лекарство –
яд и по своему действию может
быть сравнимо с ножом, огнем
или светом. В руках же людей
сведущих оно уподобляется
напитку бессмертия»

Аюрведа.

Эта мысль проходит красной нитью через всю историю фармации и организации фармацевтического дела. Если Греция – родина врачебной этики, то этика фармацевта, несомненно, зародилась в Индии. Эта загадочная страна с ее буйством трав и ароматов – настоящий клондайк лекарственных средств растительного и животного происхождения, а самобытное мировоззрение ее жителей превращает их использование из практики и науки в философию и искусство.

Ровесники Шумера и Египта

История Индии началась с возникновения Хараппской цивилизации, зародившейся в долине реки Инд. Наибольший ее расцвет пришелся на III тыс. до н. э. Население в этот период насчитывало более 5 млн человек. Известные городские центры – Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро – отличались почти идеальной планировкой, наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание большой городской бассейн (возможно, для ритуальных омовений) площадью 83 м2 и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). Раскопки этой протоиндийской цивилизации начались лишь в 20-х годах прошлого века, и ее письменность до сих пор не дешифрована. Но с уверенностью можно сказать, что гигиене и профилактике заболеваний уделялось большое внимание. Города снабжены канализацией и туалетами, возможно, существовали и городские лечебницы. Хараппская цивилизация прекратила свое существование примерно в середине II тыс. до н. э. после нашествия ариев – кочевых племен скотоводов. Центр развития индийской культуры переместился в долину Ганга.

Небесные врачеватели

Появление индоарийских народов – важное событие в истории Древней Индии. С ним связано возникновение Вед – великого памятника индийской литературы, содержащего мифы о происхождении мироздания, религиозные гимны и песнопения. В ведийских текстах представлены эпические предания о подвигах богов, древних героев и мудрецов, а также учения, которые они принесли людям, в том числе и медицинские знания.
Священные ведийские тексты рекомендовали в случае болезни или ранения обращаться к небесным врачевателям. Это Индра – бог грозы, дарующий дождь; Рудра – владыка лекарственных трав; близнецы Ашвины – боги-врачеватели; Агни – бог огня и возрождающейся жизни. Особое место среди них принадлежит Варуне – владыке вод. Именно он был «хранителем небесного равновесия и порядка» и карал болезнями за нарушение этого порядка не только людей, но также животных и растения. С водой связывали представления об очищении, внутреннем и внешнем. Вода была универсальным лекарством, особенно дождевая вода и роса, которые считались пришедшими с неба. Омовение водами рек было частью священного ритуала и любого курса лечения. Считалось, что демоны, вторжением которых в человеческую психику индусы объясняли психические заболевания и душевные расстройства (депрессии), после выздоровления человека уходят в воду. Согласно индуистским представлениям, воды священной реки Ганг очищают от грехов и избавляют от болезней. Прощение же Варуны могут принести жертвы, магические заклинания и исполнение «гимнов исцеления». Вот фрагмент одного из них: «Сто, тысяча лекарств есть у тебя, о царь. В водах твоих нектар бессмертия, в них – могучая сила исцеления».

Аюрведа

В ведийскую эпоху была создана Аюрведа – «наука о долголетии». Ее автором считается Брахма – бог-творец. Хранителями знаний о долгой жизни, лишенной страданий, были члены высшей варны (сословия) индуистского общества – жрецы брахманы (или брамины). Древнеиндийские мифы повествуют о золотом веке, когда люди жили бесконечно долго и не питались земной пищей. Но один человек как-то съел выступившее на поверхности земли вещество и заболел. Услышав его стенания, Брахма посоветовал ему выпить воды, и человек излечился. С тех пор Брахма считается первым врачом, а вода – первым лекарством. Аюрведическая система медицинских знаний делилась на восемь главных разделов, в их числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях.
Аюрведа содержит описания множества обрядов магического врачевания, заклинаний против злых духов и демонов, которые приносят болезни. Древние лекари назывались «изгоняющие демонов». С другой стороны, в соответствии с религиозно-философскими учениями индусов, здоровье человека связывали с гармоничным сочетанием трех основных субстанций организма – воздуха, огня и воды. Ведийские тексты упоминают еще о двух стихиях – земле и пространстве (эфире). Различные комбинации этих элементов привели к возникновению человека и всей Вселенной. В соответствии с натурфилософским учением индусов, все три элемента имеют как органический, так и космический аспект. Например, ветер в природе – носитель света, прохлады; невидимый, он несет в себе могущественные тайные силы.
В организме человека ветер соотносится с системами, связанными с движением: это прежде всего нервная система, а также кровообращение, пищеварение, выделение и обмен веществ. Желчь представлена в природе огнем, а в организме регулирует «естественное тепло» и поддерживает постоянную температуру тела. Она обеспечивает деятельность сердца – главного источника «естественной теплоты», или «теплоты внутри тела». Так называли тепло, которое возникает в процессе пищеварения и правильного обмена веществ.
Источник его – «живительные соки», получаемые с пищей. Флегма в природе человека ассоциируется с мягкими веществами и считается подобной смазочному маслу, покрывающему твердые субстанции. В учении о «живительных соках», поддерживающих теплоту тела, указывается на кроветворную функцию селезенки: эти соки, проходя печень и селезенку, окрашиваются в розовый цвет и превращаются в кровь. Далее из крови возникают пять основ организма – плоть, жир, кости, костный мозг и семя. Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. В более поздних медицинских сочинениях, о которых мы подробнее расскажем в следующей статье, молоко называли священным напитком, сохранявшим силу и ум человека, предохранявшим от болезней.
Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами. В мифологии Древней Индии пчелы занимали почетное место, поскольку бога Вишну, олицетворяющего небо и жизнь Вселенной, часто изображали в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чашке цветка лотоса. В целом мед в медицине разных народов считался универсальным лекарственным средством. Например, папирус Эберса рекомендовал применять его как внутрь, так и для лечения ран в составе мазей и примочек, для лечения глазных болезней. Гиппократ успешно использовал мед при лечении многих заболеваний и советовал постоянно употреблять его для сохранения здоровья. О пользе меда в искусстве врачевания писали Плиний и Диоскорид, Гален и Авиценна, европейские врачи средневековья и эпохи Возрождения.

Но в Индии был известен не только пчелиный мед, но и пчелиный яд – чрезвычайно эффективное лекарственное средство. Самую большую сложность представлял процесс «добычи» этого вещества. Пчел высушивали и истирали целиком, чтобы потом подмешивать в питье полученный порошок.
Древнеиндийские врачеватели использовали лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения в различных формах: порошки, пилюли, настойки, отвары, мази. Но все, чем они пользовались, неизменно носило более глубокий смысл, чем простое потребление даров природы. Части растений соотносились с тремя стихиями. Так, стебли и ветви соответствовали воде, поскольку через них проходят жидкие соки, цветы – огню, которому присущи свет и цвет, листья – воздуху, приводящему растение в движение. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию, Китай и многие другие страны Древнего мира. Легендарный врач Древней Индии Сушрута оставил описание более чем 650 лекарственных растений, некоторые из которых до сих пор не изучены.

Использованная литература:
1. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособ.: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И Кузищина. – М.: Высш. школа, 1980. – 258 с.
2. Авдиев В. И. История Древнего Востока. – 4-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2002. – 624 c.
3. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – С.Пб.: Наука, 1991. – 178 с.
4. Сорокина Т. С. История медицины. – 9-е изд. – М.: Издательский Центр «Академия», 2009. – 560 c.

Подготовила Мария БЕЛИК


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/