Сьогодні:30 September, 2020

Два измерения марокканских аптек

Сколько ни внедряй международные стандарты, как ни стремись унифицировать деятельность аптек, но фармацевтический бизнес всегда сохраняет следы национального колорита. И в такой интересной и противоречивой стране, как Марокко, опыт аптечного рынка особенно экзотичен, что дает возможность расширить горизонты и посмотреть на привычные вещи под другим углом.

Кто заглядывает в гости?

Загадочная африканская страна словно существует в двух измерениях сразу: с одной стороны, это типичная восточная монархия с визирями, дворцами и помпезным церемониалом, а с другой, – современное общество европейского типа. Здесь абсолютно гармонично сочетаются изящная колониальная застройка (с конца XIX в. и до 1956 года часть страны была колонией Испании, другая же принадлежала Франции) и традиционные мавританские дома, скрытые за мощными стенами городских крепостей. И, конечно, фармацевтический бизнес, как и вся страна, удивляет причудливостью сочетаний, которые помогают избавиться от многих стереотипов об африканских рынках. Так, опыт других стран жаркого континента приучил нас к мысли, что фармация в Африке – область дотационная, и ситуация в ней плачевная.
Но не в Марокко. В последние годы сюда активно заходят представители большой фармы, видя значительный потенциал. И на фоне того, что в ряде государств ведущие производители лекарственных средств сворачивают свою деятельность, это заставляет задуматься. Например, возможности североафриканской страны уже оценило руководство GlaxoSmithKline – представители компании еще три года назад заявили о намерении использовать для развития деятельности в Марокко опыт работы в Индии и закрепиться в регионе до того, как туда нахлынут другие фармкомпании. Мнение коллег разделяет и индийский производитель Ranbaxy, который не так давно сообщил, что хочет уйти с неперспективных рынков и сосредоточить свое внимание на других вариантах. Среди приоритетных регионов компания выделила несколько африканских стран, в том числе и Марокко. С большим оптимизмом к стране берберов относятся и во французской компании Sanofi: объем продаж этого игрока на африканском континенте уже составляет более 1 млрд евро в год, а Марокко входит в число стран, где не так давно открыты предприятия по производству препаратов для лечения малярии, ВИЧ/СПИДа, эпилепсии и депрессии.
Активность в данном направлении проявляют и другие компании. Например, индийский производитель Cipla подписал соглашение о создании совместного предприятия с марокканской компанией Cooper Pharma и Фармацевтическим институтом (Pharmaceutical Institute, PHI), чтобы укрепить позиции в африканских странах. В Cipla считают, что это соглашение обеспечит рост бизнеса в Марокко и запуск портфолио компании за время использования коммерческих преимуществ партнерства. В рамках соглашения стороны собираются сосредоточиться на совместных разработках препаратов для лечения респираторных и неврологических заболеваний. Ожидаемый объем инвестиций – $15 млн. Это лишь несколько примеров, показывающих, что движение денежных потоков в стране, где уживаются ислам, христианская традиция и народные африканские верования, довольно активное, и темпы развития рынка дают основания для оптимизма. По данным агентства Espicom, объем фармрынка Марокко составляет более 11,2 млрд дирхамов ($1,3 млрд). Рынок демонстрирует ежегодный рост на 11 % в национальной валюте и на 4,5 % – в долларах.

Религия VS традиция

Марокканские аптеки легко узнать по хорошо знакомому нам зеленому кресту, что парадоксально, ведь крест – знак христианский, а марокканцы – мусульмане, и по идее аптеки должен украшать полумесяц. Но за сто лет власти европейцев традиция укоренилась намертво.

Подъемное бремя налогов

Вообще Марокко в целом создает впечатление европейского государства, которое каким-то чудом занесло на африканский континент. Чего только стоит организация работы местного фармацевтического рынка. Так, все аспекты его деятельности (производство, дистрибуция, оптовые и розничные продажи) строго контролируются государством. Всего в Марокко действуют 35 национальных производителей лекарственных средств и 45 дистрибьюторов фармацевтической продукции. Аптеки есть госпитальные и розничные, всего их около 12 тыс., и каж дая обслуживает в среднем 2332 жителя. Все аптеки в Марокко частные. Конкуренция между ними очень высокая, поэтому выживают только сильнейшие. Аптечные сети здесь запрещены. Довольно прогрессивным в стране, которую называют жемчужиной Магриба, является подход к налогообложению. Чего только стоит тот факт, что каждая новая аптека в течение первых пяти лет с момента открытия освобождается от уплаты налога на патент и на первые три года – от уплаты минимального налога, который обязателен для всех действующих предприятий. Налог на прибыль аптек составляет 0,5 % годового дохода, но если годовой доход аптеки составляет менее 3 тыс. евро, аптека освобождается от его уплаты. Если же годовой доход аптеки составляет более 3 тыс. евро, но при этом у нее много расходов (например, на аренду помещения, покупку техники, заработную плату сотрудников, топливо для автомобиля и т. д.), которые подтверждены соответствующими документами, то эти расходы можно списать за счет налога на прибыль.
Факт в тему: по статистике, годовой доход марокканской аптеки в среднем составляет около 63 тыс. евро.

Viagra из мешка

На базарах крупных городов в Марокко иногда попадаются банки или мешки с какой-то серо-коричневой пылью внутри, на которых написано Viagra. Правда, продавцы такого зелья почему-то очень агрессивно настроены к тем, кто пытается сфотографировать их товар. Возможно, часто им самим приходится доедать излишки лекарства. Как итог, нервная система не выдерживает такой нагрузки и эмоции зашкаливают.

Курс на доступность

Аптечный ассортимент в Марокко на 70 % состоит из местных генериков, что говорит о высоких объемах собственного производства. Зарубежные препараты импортируются в основном из стран ЕС и занимают, соответственно, 30 % рынка. Системы реимбурсации в Марокко нет, но существует список из 270 наименований жизненно важных препаратов, которые выдаются пациентам бесплатно. Что касается стоимости аптечных товаров, то три года назад в Марокко начал действовать правительственный декрет, в соответствии с которым розничные цены на целый ряд лекарственных средств были существенно снижены. По заявлению представителей Министерства здравоохранения Марокко, правительство пошло на этот шаг, чтобы предоставить гражданам страны доступные препараты. Снижение цен на 20–80 % коснулось более 800 брендированных и генериковых препаратов для лечения онкологических, кардиоваскулярных, инфекционных, неврологических и других заболеваний. Для частных аптек принятие декрета имело и кое-какие позитивные последствия. Прежде всего теперь в аптеках появились препараты, которые раньше были доступны лишь в государственных клиниках. На данный момент средняя розничная цена на лекарственное средство в Марокко составляет $2,8.

Для своих и для чужих

Несмотря на все современные тенденции, марокканцы не забывают и о национальных традициях, которые в фармацевтическом бизнесе играют не последнюю роль. Речь идет о так называемых берберских аптеках, где продаются средства народной медицины вроде сушеных хамелеонов и ежей, порошков из насекомых, амбры, мускуса, различных минералов и камней. Но такие аптеки все же в большей мере – экзотика для туристов. Местные жители предпочитают лечиться традиционными средствами и тщательно следят за тем, чтобы собственный фармацевтический бизнес не оставался за бортом мировой индустрии. Учитывая темпы роста рынка, со временем он вполне может составить достойную конкуренцию более развитым странам, о чем говорит дальновидная экспансия в Марокко мировых фармгигантов.

Источники:
Business Standard; The Inquirer; International Pharmaceutical Federation; Morocco World News; The Hindu Business Line.
Полный список источников находится в редакции.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook