Сьогодні:25 October, 2020

Только вчера купили малышу ползунки на вырост, а уже сегодня они ему малы, и пора подыскивать новый гардероб – обычная картина для родителей, которая вызывает одновременно грусть и радость. Грусть – потому что все меняется, и нужно приспосабливаться к новому возрасту ребенка, а радость – потому что малыш-то растет! Примерно таким же образом ведут себя и развивающиеся рынки: стоит на мгновение расслабиться, а они уже впереди планеты всей. И среди тех, кто сейчас активно стремятся если не к первенству, то к устойчивому положению в мире, является фармрынок загадочной страны Вьетнам.

Время роста 

По данным компании IBM Market Research, на начало 2019  года объем фармрынка Вьетнама достиг порядка $5,3 млрд. Согласно оценкам экспертов, к 2021 году он составит $7,7 млрд, к 2026-му – $16,1 млрд при среднегодовом темпе роста (CAGR) до 11  %. Впечатляющие темпы, учитывая, что весь мировой фармрынок сегодня можно грубо поделить на два сектора: насыщенный и экономически неинтересный. аптека

Потенциал азиатской страны уже оценили представители Big Pharma, которые активно продвигают свою продукцию на родине смешных остроконечных шляпок из соломы. В частности, от компании Pfizer не укрылся тот факт, что Вьетнам из одной из беднейших стран мира превратился в государство со средними доходами и быстро развивающейся экономикой. Для того чтобы использовать возможности роста азиатского рынка, фармгигант из США заключил соглашение о партнерстве с кипрским фармпроизводителем Medochemi, у которого есть три производственные площадки во Вьетнаме. В рамках соглашения Pfizer в 2019 году осуществляет передачу технологии, которая позволит компании Medochemie производить во Вьетнаме 11 продуктов Pfizer, включая 4 стерильных инъекционных препарата и 7 таблетированных лекарственных средств. Согласно данным издания Vietnam Economic Times, в этот проект уже инвестировано $100 млн. И это только первая ласточка. По всем прогнозам, фармацевтический Вьетнам будет расти. 

Динамика очевидна: если в 2017 году расходы на лекарственное обеспечение на душу населения достигали примерно $56, то на 2019-й этот показатель вырос до $85, а в 2025-м прогнозируется рост расходов на препараты до $163.

Интересно, что Вьетнам демонстрирует редкий на фармрынке баланс импорта-экспорта: оба эти направления развиваются. Хотя и с некоторым перекосом в сторону импорта. В частности, по данным Главного таможенного управления Вьетнама, только в I  квартале 2019 года в страну рисовых плантаций импортировано лекарственных средств на сумму более $570 млн. По состоянию на конец февраля 2019 года крупнейшим экспортером препаратов во Вьетнам является Франция ($55 млн). Это на 40,3 % превышает показатель за аналогичный период 2018-го. Далее следуют Германия, Индия, США, Южная Корея, Великобритания и Бельгия с объемами экспорта $44,5 млн, $37 млн, $34,2 млн, $22,7 млн, $18 млн и $14 млн соответственно.

Основными факторами быстрого роста объема фармимпорта в течение последних лет являются отсутствие материальной базы для разработки и производства новых препаратов и нехватка производственных мощностей, соответствующих высоким стандартам качества. Но судя по проектам вроде того, который начал на территории азиатского государства Pfizer, это ненадолго. Тем более что в 2017 году изменилось законодательство в сфере регулирования вьетнамского фармрынка, и это оказало позитивное влияние на объемы местного производства. 

В  целом на долю импортируемых средств приходится около 55  % общего потребления медикаментов в стране. В основном это патентованные препараты. 

Гости из прошлого 

Что касается экспорта из Вьетнама, то тут открывается широкое поле для ностальгии. Ведь на земле буддийских храмов классическое фармпроизводство соседствует с развитой народной медициной, подарившей миру массу средств на натуральной основе. В  социалистическую эпоху вьетнамские препараты находили место в украинских аптечках. Чего только стоит знаменитый бальзам «звездочка» (официальное название – «Золотая звезда», или Cao Sao vàng) на основе эвкалиптового масла и камфоры? 

Яду мне!

Настойка на змеях – национальный напиток Вьетнама. Готовят ее на рисовом вине или хлебном спирте и пьют по любому случаю. Считается, что такие настойки одинаково эффективны и как лекарственное средство, и в качестве профилактики любых заболеваний. И чем более ядовитая змея, тем лучше настойка.

Бальзам в круглой жестяной красной баночке согрел не одно поколение – им натирали ноющие виски, смазывали нос при насморке, лечили мозоли и комариные укусы. Этому бальзаму и сегодня посвящены десятки сайтов. Бальзам производило вьетнамское предприятие «Фармацевтический завод № 2». настойка на змеях

Очень много средств во Вьетнаме производится на основе маниока – это род растений семейства молочайные, растущий в виде небольших деревьев или кустарников. В  прежние времена вьетнамская фармпромышленность ежегодно использовала до 100 тонн этого продукта для производства лекарств народной медицины. Сейчас объем таких средств несколько уменьшился. Другим вьетнамским ноу-хау из прошлого стал порошок «12» – смесь из толченого корня кукурузы, корня диоскореи (дикого ямса), солодки, кожуры апельсина, слизистой оболочки куриного желудка и бората натрия. Бюллетень Вьетнамской военной академии писал, что порошок «12» применялся для лечения болезней желудка и позволил правительству отказаться от закупки целого ряда импортных препаратов.бальзам звездочка

Также в наших аптеках продавалась вьетнамская тонизирующая настойка Sampana на основе пчелиного маточного молочка. В статье журнала «Наука и жизнь» в 1988 году подчеркивалось, что она хорошо помогает «при радиационных поражениях». Спустя всего два года после катастрофы на Чернобыльской АЭС это была лучшая реклама – настойку сметали с прилавков.

К чему это все? Да к тому, что вьетнамские препараты знакомы среднему украинцу на уровне памяти поколений. Так что потенциал у такого экспорта точно есть. Пусть даже ассортимент экспортируемых препаратов и значительно изменился. 

На данный момент во Вьетнаме работает 171 фармпредприятие, из которых 9 % – полностью иностранные и 4 % – совместные. По состоянию на 2020  год страной произведено лекарственных средств на $7,2 млрд. При осуществлении собственных разработок большой прогресс достигнут в производстве вакцины от кори и в доклинических испытаниях вакцины от свиного гриппа. 

Ведущим вьетнамским производителем лекарственных средств является АО Traphaco JSC, которое было основано в 1972  году, головной офис находится в Ханое. Также одним из лидеров фармрынка считается государственная компания Vinapharm. В первую пятерку входят также Namha Pharmaceutical Joint Stock Company, Pharbaco Vietnam и Baolinh Pharma Co, Ltd. аптека

Большинство этих производителей активно используют природное сырье, что логично, учитывая репутацию страны как поставщика натуральной продукции. Всего насчитывается около 100  крупных предприятий, которые производят препараты из лекарственных растений. Они выпускают более 4000 наименований препаратов.Вьетнам

Кстати, в  настоящее время производство бальзама «Золотая звезда» осуществляет Danapha Pharmaceutical JSC, принадлежащая американской компании Affordable Quality Pharmaceuticals (AQP). 

Диковинки с берегов Сиамского залива 

К вьетнамским лекарственным травам стала проявлять интерес фармацевтическая промышленность соседнего Китая, так как многие из них там не растут из-за его расположения в умеренном климатическом поясе. В частности, только во Вьетнаме произрастает также особый вид женьшеня Нгок Линь (Ngoc Linh), правда, его немного и растет он только в двух горных провинциях. жень-шень

Одним из видов природного лекарственного сырья является момордика – растение, которое можно найти повсеместно. Масло и таблетки на основе момордики позиционируют как средство для профилактики и лечения рака. Основой для таких заявлений является то, что в момордике содержится в 15 раз больше бета-каротина, чем в моркови. Во Вьетнаме одна коробка со 100 капсулами стоит 55 тыc. донгов. Расход пациенту в день обходится в 2 тыс. донгов или в $0,13. 

Загадки рисовых полей 

О  вьетнамском рынке можно говорить много. Редкое сплетение народной медицины, основанной на экзотических природных компонентах, и инноваций, привлекаемых извне, дает высокие темпы развития. А  балансирование на грани наработок прошлого и вложений в будущее, грамотные изменения в законодательной базе позволяют вьетнамцам чувствовать себя все увереннее на мировом рынке. И что особенно интересно, до конца проникнуть в секрет успеха вьетнамской фармы человеку с запада невозможно, как ни старайся. Ведь Вьетнам  – это буддийская Мекка, в которой большинство людей остаются атеистами. Это место, где производят кофе чуть меньше, чем в Бразилии, но никто его почему-то не пьет. Это страна, где ярко светит солнце, но местные избегают загара, считая его некрасивым. На похоронах здесь веселятся, а не скорбят. А свадьба может так называться, если на нее приходит не менее 200 гостей. аптека во Вьетнаме

аптека во ВьетнамеТак что понять вьетнамцев сложно. Но можно ориентироваться на их стремление к гармоничности, которое присутствует и в производстве лекарственных средств.

Таблетка наобум 

Во Вьетнаме один из самых высоких в мире показателей резистентности к антибиотикам. Это связано с тем, что долгие годы тут процветало самолечение, а многие аптеки работали не по принятым стандартам. Люди покупали препараты «по наитию», и теперь это стало национальной проблемой.

Источники: 

pharmed.vn; консалтинговая компания Virac; 

VietNamNet Bridg; vietnamnews.vnagency.com.vn; 

FiercePharma; Viet Nam News. 


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook