Сьогодні:25 September, 2020

Запретить НЕЛЬЗЯ рекламировать

13 января этого года вступил в силу принятый еще в декабре прошлого Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере здравоохранения относительно усиления контроля над оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического употребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок» № 4196-VI.

Время «Ч», согласно ч. 1 раздела II Закона № 4196-VI, наступит через 6 месяцев со дня вступления в силу упомянутого Закона. Таким образом, иметь дело с измененным законодательством мы будем с 14 июля 2012 года (если этот срок не будет продлен или перенесен иными нормативными актами).

Подобный шаг со стороны государства беспрецедентен, однако является компромиссным – в первой редакции законопроекта рассматривалась возможность полного запрета рекламы безрецептурных препаратов.

Законом предусмотрена процедура ограничения рекламы (попросту – ее запрета) ряда лекарственных средств. Так, после полного вступления в силу указанных изменений, а также – приведения в соответствие необходимых нормативно-правовых актов, будет запрещена реклама следующих препаратов:

  • лекарственных препаратов, которые отпускаются по рецепту врача.
  • лекарственных препаратов, данные о которых внесены в Перечень лекарственных препаратов, запрещенных к рекламе.
  • лекарственных препаратов, информация о которых не будет внесена в Государственный реестр лекарственных средств.

В развитых странах, к примеру, запрещена реклама только рецептурных препаратов. Запрет рекламы безрецептурных лекарств является скорее ограничением права на доступ к информации и права осуществлять выбор, в том числе и по цене. Кроме этого, он ограничивает непосредственно производителя при выводе лекарственного средства на рынок. Специфика применения подобных средств, противопоказания и прочее указываются уже на этапе регистрации лекарственного средства, и содержатся в инструкции, которую обычные потребители уже научились читать непосредственно перед применением препарата.

Из принципиальных нововведений закона – перечень лекарственных препаратов, запрещенных к рекламе, который будет утверждаться центральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья. Это значит, что со стороны государства закрепляется официальная инстанция, определяющая, что рекламировать можно, а что нельзя. Поле для возможной коррупции и не внесенных в бюджет дополнительных расходов.

Плюс к этому, сама процедура регистрации лекарственного средства, включающая проведение платной экспертизы, и госпошлину, а также процедура перерегистрации лекарственных средств, связанных с введением в действие закона, будет для государства еще одним пусть небольшим, но финансовым ручейком под внешне красивым лозунгом «лечить должен не телевизор, а врач!».

Врач-то давно готов и хочет лечить. Но вот денег на обеспечение надлежащих условий для его работы и непосредственной оплаты труда не находится. А вот введение дополнительного ограничительного реестра – это весьма лакомый кусок.

Впрочем, не думаю, что есть смысл говорить о значительном росте коррупционных действий. Скорее, мы имеем дело с еще одним неформальным «налогом на рентабельность» со стороны государства. А поскольку правила бизнеса суровы, то подобные дополнительные расходы на регистрацию лекарственного средства по итогу будут включены в цены и лягут на плечи конечного потребителя. Бизнесу же не привыкать: за последние два года проведен целый ряд кардинальных реформ, которые заставили представителей бизнеса реагировать в изменяющихся условиях мгновенно.

Изменения коснутся и рынка рекламы лекарственных средств. Он не обрушится, но для крупных производителей, вложивших деньги в производство лекарственного средства, реклама которого попадет под запрет, закон принесет большие убытки.

И последнее. Согласно закону, критерии, которые будут применяться для определения лекарственных средств, запрещенных к рекламе, утверждаются тем же самым центральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья на основании требований закона.

На данный момент эти критерии неизвестны, и в этом состоит наибольшая интрига последствий принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере здравоохранения относительно усиления контроля над оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического употребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок» № 4196-VI.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook