Все мы учимся по-разному, понимание собственного стиля обучения дает нам мощные подсказки, как быстрее осваивать информацию.
Кроме того, мы рекомендуем придерживаться некой «информационной диеты» – не читайте все подряд, это требует нервного напряжения, которое у нас лимитировано.
Совет: используйте свои таланты и стиль в процессе обучения, не пытайтесь меняться. В голове есть быстрые тропы, как-то нейроны так умеют соединяться, что один навык нам дается быстрее, а другой медленнее, важно найти собственные скоростные магистрали и хорошо знать свои сильные стороны. Именно поэтому мы дадим советы не для изменения собственного стиля, а как более эффективно пользоваться им.
Для того, чтобы объяснить вам стили обучения, прибегнем к классной рабочей модели цикла Колба.
Цикл обучения Колба – очень удобная модель. Определив и поняв свой стиль обучения, можно быстро поднять собственную концептуальную компетентность.
Итак, ДЕЯТЕЛЬ («пробователи») – фокус на получение нового опыта методом проб и ошибок.
- Они, как правило, – новаторы. Любознательны, находятся в постоянном поиске. Предпочитают творческий подход, новый опыт, новые идеи.
- Деятели – люди, свободные от скепсиса и предубеждений.
- Их философия: «Когда-нибудь я попробую все».
- Склонны быстро начинать дела, не боятся экспериментов.
- Проблемы решают при помощи мозгового штурма.
- Первостольники-деятели легки на подъем, но и быстро остывают.
- Любят путешествовать.
- Не приемлют протоколы и стандарты, различные формальные процедуры, необходимость обработки большого объема данных.
Сильные стороны: гибкость, открытость, готовность к переменам.
Слабые стороны: слишком мало обдумывают проблему или действие, рутинная реализация вызывает скуку.
На тренингах такие участники рвутся в бой, часто пытаются навязывать свои правила игры: «А давайте попробуем это!»
СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
- Экспериментируйте с новым поведением и практиками консультирования.
- Пробуйте быстро начинать («Пойду на курсы английского уже завтра!»).
- Общайтесь с коллегами и чаще советуйтесь.
- Практикуйте мысли вслух.
СОЗЕРЦАТЕЛЬ («рефлексирующие») – опора на уже накопленный опыт.
- Как правило, это более инертная группа первостольников: прежде чем пробуют что-то новое, внимательно анализируют жизненный опыт.
- Любят держаться в стороне и анализировать свой опыт, выслушивая мнение других.
- Предпочитают вытаскивать предыдущий опыт и оттягивать момент действия.
- Действуют, учитывая прошлое, настоящее, наблюдения, оценки других людей.
- Эти первостольники предпочитают наблюдать со стороны, начинают действовать тогда, когда уже готовы к этому.
- Не воспринимают кратких инструкций, жестких временны́х рамок, не любят ургентных ситуаций, требующих быстрой реакции.
Сильные стороны: тщательность, вдумчивость, основательность.
Слабые стороны: нерешительность в действиях, медленное принятие решений, повышенная осторожность.
На тренингах эти участники предпочитают занимать закрытые позы: скрещенные руки и ноги, их трудно раскачать на практические навыки, они напоминают пассивно сопротивляющихся, они не злобливы, но инертны, требуют длительной раскачки.
СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
- Наблюдайте за поведением своих коллег.
- Записывайте, чему научились.
- Практикуйте подведение итогов дискуссии.
- Исследуйте проблему.
- Пишите отчеты, ведите записи.
ТЕОРЕТИК («люди-выводы») – курс на систематизацию концепций, поиск закономерности, разработку системы.
- Эта группа первостольников учится, анализируя большие пласты информации, начинает действовать тогда, когда в голове есть стройная и последовательная система.
- Теоретики обрабатывают и интегрируют наблюдения в комплексные и при этом логически последовательные теории, продумывая проблемы и трудности шаг за шагом.
- Обычно такие люди являются перфекционистами, которые не чувствуют себя уютно до тех пор, пока все не будет соответствовать некой рациональной схеме.
- Теоретики знают, что нет ничего практичнее хорошей теории, любят анализировать и обобщать, предпочитают структурные классификации, работающие и рациональные модели.
- Не любят излишне эмоциональные ситуации, несогласующиеся методики.
Сильные стороны: логическое мышление, системный подход, рациональность и объективность.
Слабые стороны: низкая толерантность к неоднозначности, субъективности и интуиции.
На тренингах эти участники много записывают, часто подходят в перерывах и задают вопросы, вдумчиво систематизируют информацию, если тренинг повторный, они почти всегда берут с собой предыдущие методички с записями.
СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
- Пытайтесь найти противоречия в аргументах других.
- Изучайте исследования и литературу.
- Пробуйте делать обобщения.
- Планируйте дискуссии и консультации.
- Практикуйте открытые вопросы.
ПРАГМАТИК («люди готового плана действий») – ориентация на действие, которое ранее давало гарантированный результат.
- Не любят долгих дискуссий, предпочитают приступать к делу без раскачки и лучше по проверенному методу – по старинке. Как правило, консерваторы.
- Испытывают техники, идеи сразу на практике.
- Используют каждую возможность экспериментировать.
- Любят улаживать разные вопросы, быстро и уверенно переходить от идей к действиям.
- Видят ясную взаимосвязь между предметом и проблемой, предпочитают сразу решать проблему.
- Такие первостольники не любят лекций, долгих разговоров, особенно когда нет мгновенной и очевидной связи с практикой.
Шутка в тему: Человек, у которого в руках молоток, склонен думать, что вокруг одни гвозди.
Сильные стороны: решают проблемы, деловитые, практичные.
Слабые стороны: отвергают все, что не имеет практического применения, не интересуются теорией, нетерпеливы, настроены на выполнение задачи даже в ущерб людям.
На тренингах данный тип сразу заметен: только тренер уходит в теоретизирование, они начинают активно зевать, хватают телефон, якобы важный звонок, любят фразы «А на самом деле…». Идеальная манера обучения: короткая практичная теория и тут же отработка навыка на конкретных примерах.
СОВЕТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
- Коллекционируйте методы.
- Используйте все возможности для эксперимента.
- Попробуйте найти человека, у которого нечто хорошо получается, и сделать так, как он.
- Составляйте план действий, четко привязанный ко времени.
На наших тренингах мы даем групповое задание, к примеру, пройти импровизированный лабиринт. Стили участников сразу же четко видны, сами же присутствующие на тренинге, как говорится, прозревают от простоты и полезности этой концепции.
Найдите себя – и это вам пригодится 😉