«Украинская весна» на фармацевтическом рынке: цветочков дождались, скоро будут ягодки

Для бизнеса основным вопросом является рентабельность. Меценатство или социальные проекты в бизнесе возможны, но противоречат его духу. И, конечно же, они физически невозможны «под принуждением».

Думаю, не все в Украине при работе с поставкой лекарственных средств пользуются схемой с несколькими оффшорными компаниями – посредниками, прогонка (например, лишь по документам) препаратов, между которыми приводит к завышению «себестоимости» товара и позволяет эффективно выводить валюту за территории Украины.
Есть много примеров использования подобных схем. Так, по «статистике» Государственной таможенной службы Украины, более 70 % лекарственных средств, импортированных в Украину из Белоруссии, проходят через компании посредников из Новой Зеландии, США и Израиля. Закупку в 2010 году вакцины для профилактики туберкулеза через компанию Isatella limited (Кипр) осуществили по стоимости от 14,63 до 16,15
гривен за единицу, тогда как в 2009 году с использованием прямого контракта с производителем – по стоимости 1,53 гривен за единицу.
Законом Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» №  1166-VII (Закон
№ 1166), принятым 27 марта 2014 года, был введен НДС на поставку лекарственных средств и медицинских изделий. Логика принятия конкретно этой нормы
– предотвращение указанных выше махинаций со стоимостью лекарственных средств при их импорте (и наполнение бюджета как дополнительная ценность).
Введение НДС в размере 7 % на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, конечно же, стимулирует развитие внутреннего
рынка Украины. Не потому что это очень разумная и выверенная норма, а потому что так сложилась ситуация в стране. Однако внутренний рынок Украины не дает и не даст в ближайшие годы весь необходимый объем лекарственных средств! И точно так же не все участники фармацевтического бизнеса получают
сверхприбыль с использованием оффшорных схем и поставкой препаратов в государственные органы!
И, если быть откровенным, сам Закон № 1166 – тоже «небольшая» юридическая махинация, поскольку (в нарушение пп. 4.1.9 п. 4.1. ст. 4 Налогового кодекса Украины), налоговые льготы (в данном случае – на импорт лекарственных средств) были изменены в течении бюджетного года.
При более детальном анализе Закона  №  1166 подтверждается ощущение, что в очередной раз правительство идет по состоявшемуся алгоритму: во-первых, принимается нормативно-правовой акт с непопулярными положениями;
во-вторых, предсказуемо возникает негативная реакция общественности и
представителей бизнеса; в-третьих, делается небольшой «шаг» назад. При «корректировке» Закона № 1166, например, применились отсрочки во времени (3 и более месяцев) для действия многих норм как одна из мер «уступок».
По мнению участников рынка, момент для внедрения НДС на лекарственные средства и медицинские изделия неудачный. При существенном изменении
курса доллара США к украинской гривне, неопределенности в части получения
Украиной помощи от МВФ, с учетом того, что значимая часть препаратов является импортом, введение НДС дополнительно расшатывает и без того раздутые
ценовые рамки.
И до горизонта событий по-прежнему далеко. Помощь от МВФ, которая могла быть выделена «до конца апреля 2014 г.» (информация с начала и на протяжении апреля 2014 г.), теперь уже «может быть выделена до конца мая 2014 г.»
(информация по состоянию на 30.04.2014 г.). Условная определенность есть разве что в адресности ожидаемых средств: поступление в резерв НБУ (даст откат валютного курса), модернизация ЖКХ, модернизация ГТС.
Для приведения Закона №  1166 в законченный вид (вспомним проблему
НДС 20 % вместо 7 %) 19.04.2014 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении
изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» № 1200 – VII
(Закон № 1200).
Пунктом 5 раздела I Закона № 1200 введена ставка в 7 % (пп. «в» п. 193.1 ст.
193 НКУ) по следующим позициям:
1. снабжение на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную
территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий за перечнем,
утвержденным Кабинетом Министров Украины;
2. снабжение на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную
территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и/или
медицинского оборудования, разрешенных для применения в пределах
клинических испытаний, разрешение на проведение которых предоставлено центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает
формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Разъяснения по отдельным практическим сложностям (начисление НДС 7 %
на остатки, выделение НДС при приходе товара, формирование налоговый кредита, иное) были освещены письмом Министерства доходов и сборов Украины
от 04.04.2014 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17 (Письмо № 7860).
Так, согласно Письму № 7860, с 01.04.2014 г. лекарственные средства и изделия медицинского назначения реализуются с применением ставки НДС в 7 %,
независимо от того, что их приобретение осуществлялось в режиме льготного
режима налогообложения. При этом, согласно пп. 194.1.1 п. 194.1 ст. 194 Налогового кодекса Украины, налог определяется в размере 7 % базы налогообложения
и добавляется к цене лекарственного средства или изделия медицинского назначения. Временно, до утверждения нового перечня изделий медицинского назначения (действующий – утвержден Постановлением КМУ «Вопрос освобождения
изделий медицинского назначения от налогообложения налогом на добавленную
стоимость» от 8 августа в 2011 г. № 867) или до внесения изменений в действующий перечень, ставка в 7 % применяется и к изделиям, указанным в нем.
Также временно, до внесения изменений в существующие формы налоговых
накладных и их утверждения, налоговые накладные в бумажном/электронном
виде на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения
оформляются с учетом требований, изложенных в Письме № 7860. Формирование налогового кредита осуществляется в общем порядке, а порядок ведения
реестров выданных и полученных налоговых накладных – с учетом требований,
изложенных в Письме № 7860.
Логично, что именно нынешняя власть при своем особом временном (переходном) статусе может вбить гвозди непопулярных мер в фармацевтический
рынок. А это значит, что есть еще придержанные новости для фармацевтического рынка, вслед за НДС на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Само по себе введение НДС в размере 7 % на территории Украины не внезапно возникшая норма. Не является она такой ни для соседних стран (уже
давно существуют ставка НДС в следующих размерах: в Польше – 7 %, в Румынии – 9 %, в России, Чехии, Словакии, Италии, Латвии – 10 %, в Германии
– 19 %, в Болгарии – 20 % и т. д.), ни для Украины (введение НДС на лекарственные средства рассматривалось только при правительстве Азарова Н. Я.
три раза, но еще и до него была не одна попытка).

Конечно же, введение НДС должно бы компенсироваться равнозначным
усилением механизма реимбурсации (это один из вариантов компенсации).
В марте 2014 года МЗ Украины анонсировало реимбурсацию препаратов инсулина с одновременным государственным регулированием цен на инсулин,
но с оглядкой на существующие обстоятельства программа была отсрочена.
Условно эффективной можно считать пока только реимбурсацию с вовлечением страховых компаний в добровольном медицинском страховании. Иных
успешных и интересных законопроектов или намерений МЗ Украины (кроме
вероятности введения обязательного медицинского страхования) не наблюдается. Законопроектов о медицинском страховании же за последние годы
внесено почти 10, но (даже в случае их принятия) их реализации мешает критическая экономическая ситуация в стране.
При этом экономическая ситуация не мешает МЗ Украины введению стандарта (и тенденции международного рынка) референтного ценообразования.
Поясню. Внешнее реферирование цен на примере Украины – это ценообразование с учетом уровня цен на определенные лекарственные средства в 7-10
подобранных по принципу сходства (по целому ряду факторов) стран, например, странах – соседях. А вот ценообразование на основании сравнения цен
на внутреннем рынке – это внутреннее (национальное) референтное ценообразование. Возможны оба варианта.
По состоянию на конец апреля 2014 года КМУ подготавливает проект постановления об установлении предельных оптово-отпускных цен на препараты. И это большой повод для беспокойства, потому что пока неясно, каким
именно образом и за чей счет будут решены поставленные задачи стабилизации цены? Не будет ли это внутренним реферированием по понятным только государству критериям? Отпущенная в свободное плаванье гривна, введенный 7 % НДС принуждают к повышению цен на лекарственные средства
(средний рост цен – от 3 % до 12 %). При этом политика «диалога» с конечным
покупателем «поверх голов» непосредственных участников рынка (с целью
увеличения доступности препаратов для населения), введение референтного
ценообразования принуждают к снижению (закреплению на определенном
уровне) цен на лекарственные средства.
Фармацевтический бизнес в Украине руководствуется теми же правилами,
что и бизнес вообще. Поэтому, если среди принятых нынешней властью (то
ли из-за некомпетентности, то ли по злому умыслу) нормативно-правовых
актов Украины не появятся нормы, мотивирующие бизнес или хотя бы учитывающие его интересы, ситуация будет оставаться критичной.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook