Если бы проводилась выставка фармацевтических рынков, Бельгия наверняка оказалась бы в числе лучших «экспонатов». Это только для праздных туристов она что-то вроде шоколадной фабрики на популярном амстердамском маршруте. У профессионалов же эта небольшая страна ассоциируется с сильной промышленностью, мировыми брендами и пресловутыми европейскими ценностями в их лучшем виде.
Маленький гигант большой фармы
Бельгийцы никуда не спешат. Да и с чего бы? Ведь их окружают прекрасные средневековые замки и милые старинные домики, у них есть знаменитое бельгийское пиво и не менее известные вафли. И, наконец, препараты, признанные во всем мире. Может быть, именно девиз «спеши медленно» причина тому, что в Бельгии живут долго и качественно. Об этом говорит устойчивая тенденция к старению населения. На родине Рубенса буквально на каждом углу можно встретить бодрых пенсионеров на велосипедах (кстати, здесь это самый популярный транспорт). Фармзатраты на душу населения в Бельгии высоки, предпочтение отдается в пользу известных инновационных брендов, и абсолютная прозрачность регуляторных мер – логичный завершающий штрих в пасторальной картине.
Всего в Бельгии работает свыше 150 фармацевтических компаний. В большей мере это оригинальный рынок, поэтому деятельность сектора включает в себя все стадии – от разработки лекарственного средства до его продвижения на рынке. Как правило, бельгийские торговые марки у всех на слуху. Около 20 международных компаний выбрали Бельгию для создания своих производственных баз. Среди них – Pfizer, Novartis, AstraZeneca, GlaxoSmithKline, MSD, Sanofi-Aventis, Janssen-Cilag, Roche, Abbott, Takeda, Sandoz и др. Стоимость общего производства фармацевтического сектора – 7,713 млрд евро, что соответствует 5 % от всего объема промышленного производства в стране. Кстати, вот уже 18 лет производство лекарственных средств растет здесь в среднем на 9 % в год. В целом рынок оценивается в 5 млрд евро. При этом 71 % препаратов за последний год были реализованы через аптеки, а оставшиеся 29 % закупались непосредственно лечебными учреждениями. Экспорт фармацевтической продукции в 2013 г. составил 35,91 млрд евро, или 10,4 % всего бельгийского экспорта.
«Что-нибудь от простуды и сигарету, пожалуйста!»
Как и в Украине, в Бельгии запрещено курение в общественных местах. Но этого властям страны показалось мало. Было принято решение запретить также электронные сигареты. При этом чиновники предупреждают, что расслабляться рано: в перспективе планируется ввести запрет даже на безникотиновые сигареты. Каким же образом? Очень просто! Их будут классифицировать как лекарственные средства, а это означает невозможность купить продукт где-либо, кроме аптеки. И то – строго по рецепту.
Кто ищет, тот находит
Говоря о Бельгии, конечно, нельзя обойти вниманием научные разработки. Ведь страна фламандцев – один из лидеров по развитию R&D. Средние ежегодные инвестиции фармкомпаний в исследования составляют около $2,6 млрд. Это создает условия для развития биопрепаратов, которые, по прогнозам, станут главным драйвером дальнейшего роста рынка. И хотя основные расходы на R&D несут крупные транснациональные корпорации, в Бельгии около 200 биофармацевтических предприятий, которые специализируются на клинических исследованиях. Надежды фармацевтов именно на это направление оправданы. Ведь, как мы уже писали в предыдущих номерах «РАП», в ближайшем будущем рынок оригинальных препаратов ждет обвал патентов. «Балом» будут «править» генерики, и в этих условиях спасением для бельгийцев станут дорогие биологические препараты. Дешевые генерики – не их сильная сторона, в плане внедрения препаратов-аналогов Бельгия значительно отстает от своих соседей, таких как Германия, например. И по своим медицинским традициям в отношении генерических средств она ближе к Франции: хотя замена бренда генериком и разрешена в бельгийских аптеках, местные жители все же предпочитают оригиналы. Бурное развитие отрасли, естественно, отразилось и на структуре рынка труда. Так, при численности населения чуть больше 10 млн человек в фармацевтическом секторе работают более 32 тыс. специалистов, что соответствует 6,3 % всех рабочих мест в бельгийской промышленности. Более половины сотрудников – дипломированные специалисты с высшим образованием. Стоит отметить, что данный сектор экономики в Бельгии является наиболее привлекательным для трудоустройства. Рабочие места только в области исследования и разработки – более 5000 человек.
Право уйти красиво
В 250 бельгийских аптеках продаются наборы для проведения эвтаназии. Предназначены они для семейных врачей, которые намерены помочь пациенту умереть «хорошей смертью» на дому. Врач должен лично заказывать набор за сутки до проведения процедуры. Бельгийские доктора неоднократно сетовали на трудности проведения эвтаназии именно в домашних условиях, хотя до 40 % выбирающих «хорошую смерть» предпочитают умирать именно в родных стенах. Набор стоимостью 60 евро призван облегчить жизнь и врачей, и их пациентов. Напомним, что в 2002 г. Бельгия стала второй после Нидерландов страной в Европе, где неизлечимо больные получили право на добровольный уход из жизни.
Свой среди своих
А что же аптеки? Как и у всего фармацевтического рынка Бельгии, у них есть свое лицо. И лицо это – образцовое, в белоснежном накрахмаленном халате и с выражением гордости за свою профессию. Бельгийские фармацевты привыкли к уважению и почету, ведь после врача они – единственные, кто может ответить на бесчисленные вопросы местных жителей о здоровье. А это тема, на которую бельгиец может говорить бесконечно. Со всеми мучительными подробностями протекания болезни, описанием симптомов и ремарками работников из других аптек. Как бонус обязательно идет мелодраматичная история о соседке, у которой муж, прежде чем умереть, болел тем же.
Грамотные специалисты знают, что рекомендовать в ответ диетическое питание – это нанести человеку смертельную обиду. Все-таки Бельгия – страна пива и обильной жирной пищи, а удовлетворенные желания здесь считаются лучшим лекарством, поэтому население не спешит отказывать себе во вредных вкусностях. По традиции, больному выказывают огромное понимание и сочувствие. Правда, иногда менталитет берет верх до такой степени, что аптечный работник забывает себя и начинает рекомендовать лечение. В связи с этим Ассоциация бельгийских фармацевтов даже была вынуждена напомнить аптечным работникам, что их главная задача – безошибочный отпуск назначенных терапевтами средств, подтверждение порядка приема, но не самостоятельное их назначение, даже по просьбе пациентов.
Шоколадный подарок человечеству
Мало кто знает, что первую конфету изобрел не кондитер, а бельгийский аптекарь! Колдуя над изобретением средства от кашля, Иоан Нейгауз создал горький шоколад, который потом заливал в формочки и ждал, пока он застынет. «Лечебные конфетки» раскупались в аптеке мгновенно, многие запасались ими впрок. Предприимчивые бельгийские кондитеры взяли это на вооружение – стали в «лекарство» добавлять орехи, и в итоге получили знаменитое ореховое пралине.
Доверие к аптечным работникам у бельгийцев тем более высокое, что они всегда радушно встречают посетителей, быстро обслуживают и при этом рады поделиться своими обширными медицинскими знаниями. В страшном сне невозможно представить себе бельгийского фармацевта, который задумчиво будет почесывать голову на запрос: «Дайте что-то от кашля». Все-таки «гордость халата» здесь очень много значит. Наверное, благодаря высокому профессионализму фармацевтов домашние аптечки бельгийцев всегда забиты под завязку, что называется, от любых сюрпризов.
***
Итак, фармацевтическая Бельгия – это поистине Мекка для специалиста и тот самый образец для подражания, к которому мы стремимся посредством бесконечных реформ и нововведений. И хотя в ближайшие годы безоблачное небо Бельгии может слегка затуманиться, не покидает ощущение, что местные профессионалы обязательно найдут выход. Ведь там, где в почете сладкая жизнь, люди мыслят позитивнее и легче справляются с любыми вызовами.
Источники:
1. health.belgium.be
2. r40.ved.gov.ru/news/
3. http://pharmapractice.ru
4. udoktora.net
5. gmpnews.ru
6. Agence France Presse
Полный список литературы находится в редакции.