Сьогодні: 5 December, 2020

Турция – уже не Азия, еще не Европа

Турции выпала сложная и почетная роль в истории человечества. Начиная с каменного века, эта местность была колыбелью многих цивилизаций, на ее территории находится более 2500 античных поселений. Судьба Турции — неотъемлемая часть истории Римской и Византийской империй. Страна, прославленная древними поэтами и историками, представляет собой своеобразный музей под открытым небом. Троя, найденная Шлиманом, дворцы и древние мечети, белоснежные статуи Рима и остатки Византийской культуры — все это здесь. Сегодня Турция в большей степени, чем когда-либо, стала связующим звеном между Востоком и Западом.

У нас пока немного знают о современной Турции и тем более о фармацевтической промышленности этой страны. Крупные современные фармпредприятия в Турции эффективно работают уже десятки лет. На протяжении этого периода их производственные мощности постоянно совершенствуются и модернизируются, чтобы идти в ногу со временем.

В Турции существует открытая форма продаж, но в витринах не видно десятков различных упаковок одного и того же препарата разных производителей. Наоборот, на прилавках десятками, чуть ли не сотнями выстроены одинаковые коробочки, образцы продукции либо мировых брендов, либо местных производителей. Частичным объяснением этой непривычной для нашего глаза картины является то, что поскольку большая часть населения охвачена медицинским страхованием, пациенты принимают решение о покупке того или иного препарата в основном не сами, а с помощью врача.

Общее впечатление о ситуации в здравоохранении и фармации Турции — цивилизованность, то есть использование традиционных механизмов, таких как система общего медицинского страхования, возмещение стоимости лекарственных средств, регистрация генерических препаратов на основании доказательств их эквивалентности оригинальным, эксклюзивность данных и т. п. Все это удалось внедрить, несмотря на внутри- и внешнеполитические проблемы — национализм, курдский сепаратизм, коррупцию и финансовые трудности.

Сегодня в Турции продолжается реформирование системы здравоохранения. Процесс подготовки к этим реформам в стране начался еще в 90-х годах ХХ в. Переход к активным действиям произошел только после выборов 2003 г., когда правительство Реджепа Таира Эрдогана начало проводить преобразования во всех сферах экономики и общественной жизни. Аптечных сетей в ходе реформ коснулись такие революционные шаги:

• объединение в единое целое — Систему всеобщего медицинского страхования — нескольких таких систем;

• улучшение доступа не имеющих медицинской страховки граждан, пользующихся предоставляемыми государством зелеными картами, к медицинской помощи: до 2003 г. им обеспечивали только стационарное лечение; теперь они не платят и за амбулаторное, а только осуществляют соплатеж в размере 20% стоимости лекарственных средств;

• предоставление владельцам полисов государственного страхования  возможности обслуживаться в частных аптеках.

Большинство крупных турецких фармацевтических компаний были организованы еще в начале или середине ХХ в. За это время сложилась система функционирования отрасли, которая обеспечила ей высокую эффективность и конкурентоспособность, в том числе и на мировом рынке.

В основном аптеки — частная собственность, а находящиеся при больницах обслуживают только стационарных больных. Врачи могут отпускать препараты только в тех районах, где нет аптек, и с их появлением указанная практика врача должна прекратиться. Аптечные магазины и супермаркеты не могут продавать ни рецептурные, ни безрецептурные препараты. Образование аптечных сетей, торговля лекарственными средствами через интернет и по почте запрещены. Владельцем аптеки (одной, не нескольких) может быть только человек с фармацевтическим образованием — гражданин страны. Интересы аптек представляет влиятельная и мощная профессиональная ассоциация.

Свободное установление цены на препараты в Турции запрещено. Начиная с 2004 г. ответственность за ценообразование для этой группы товаров возложена исключительно на Комиссию по ценообразованию. Изменение установленной цены может быть произведено только вышеупомянутой Комиссией, которая собирается на заседание раз в квартал. Предприятия отрасли могут предложить пересмотреть цену, если она изменилась в референтных странах, или изменился курс валют.

Принятая система референтных цен основывается на показателях 5 рынков: Италии, Испании, Франции, Португалии, Греции. Список референтных стран ежегодно пересматривается, но пока не претерпевал изменений.

Максимальная отпускная цена препарата для производителя равна его же минимальной цене в 5 референтных странах. Если в этих странах препарат не зарегистрирован, то цена устанавливается на уровне самой низкой в одной из 25 стран — членов ЕС. В случае, когда препарат еще не был зарегистрирован ни в одной из этих стран, то производитель и Комиссия по ценообразованию договариваются о его цене, которая является обязательной для лекарственных средств всех ценовых уровней. Кроме того, эта процедура прописана законом, и не существует никакого другого варианта ценообразования.

Для генерических препаратов устанавливается цена, составляющая 80% стоимости оригинального препарата (она не может быть выше цены референтного оригинального препарата и самой высокой цены эквивалентного генерического). Описанная система применяется и к безрецептурным препаратам.

Серьезные преобразования коснулись и системы возмещения стоимости лекарственных средств. В прошлом в Турции различные социальные страховые организации руководствовались при этом собственными правилами. Сегодня же все государственные структуры выполняют единые нормативные требования. Все фонды социального страхования пользуются одним положительным списком и возмещают стоимость препаратов на основании правил, описанных в «Руководящих принципах имплементации бюджета», ежегодно выпускаемых министерством финансов. Основной орган, осуществляющий подготовку «Руководящих принципов» и списка — Комиссия по возмещению стоимости лекарственных средств.

Решение о том, будет ли возмещаться стоимость того или иного препарата, может принимать только названная выше Комиссия. Принципы включения/исключения лекарственного средства из списка недостаточно четкие, и не вполне ясна роль членов комиссии. Существуют опасения, что при принятии решения о возмещении медицинская сторона будет играть меньшую роль, чем финансовая. Первоначально предполагалось, что относительно включения каждого нового препарата в список будут проводить фармакоэкономический анализ, но сейчас этого не делают. Были случаи оспаривания в суде решений Комиссии об исключении препарата из списка неправительственными организациями, но решения суда были субъективными и не основывались на научных фактах. Статус препарата (возмещается стоимость или нет) может меняться со временем.

В целом турецкая фармация социально ориентирована: стоимость препарата возмещается полностью пациентам с хроническими заболеваниями и находящимся на стационарном лечении. Работающее население и те, кто находится у них на иждивении, имеют право на 80% возмещение стоимости, пенсионеры — на 90%. Исключительно азиатский почерк в такой европейской системе.

Даша ПАРКЕР


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/