Сьогодні:22 September, 2020

Откуда в дневнике плохие оценки?

Каждый ребенок ждет школы, как большого праздника. Вот оно – заветное 1 сентября, когда дети становятся большими. Вот она – школа, которая расскажет много интересного о мире, где мы живем. Но проходит совсем немного времени, и родители в недоумении пожимают плечами: «Как получилось, что вчерашний маленький почемучка, читавший гостям наизусть «Руслана и Людмилу», превратился в скучающего лентяя? Откуда в дневнике плохие оценки? Кто виноват? И что делать?».

Науки без скуки

Кто виноват? Нередко случается так, что проблема – в излишнем рвении родителей при подготовке к школе. И ребенок, попадая в класс, действительно не узнает там для себя ничего нового, уроки и домашние задания даются ему слишком легко, он к этому быстро привыкает, а дальше – как снежный ком: дошкольной подготовки уже не хватает, а учиться он не умеет. Кроме того, очень «помогают» бесцветные личности учителей и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя, конечно, в любой школе найдутся минимум 2-3 хороших педагога, уроки которых по-настоящему развивают и увлекают детей.

Что делать? Постарайтесь расширять и углублять знания, которые дает школа, наполняйте их живыми и интересными примерами. Начинает ребенок учить биологию – посадите вместе помидоры в горшке на балконе и покажите, из чего состоят цветочки и плоды. Изучает историю Древнего мира – расскажите о непослушном мальчике Тутанхамоне, который поехал на охоту без взрослых и поранил ногу (отличный, кстати, воспитательный момент).

Маленькие Эйнштейны

Кто виноват? Большой проблемой нашей системы образования по-прежнему является «уравниловка». Какими бы качествами, скоростью познания и наклонностями ни обладал ребенок, в обычной школе ему обеспечено столько-то часов на каждый предмет. Хочется изучить глубже – читай книги и вникай, но выше 12 баллов все равно не поставят. И хотя по-разному одаренные дети получают разные оценки, осваивают они один курс и меряются общими критериями успеваемости.

Что делать? Если ваш ребенок действительно одарен, единственный выход – подыскать школу или программу, адекватную возможностям маленького гения. Вернется интерес к учебе – вернется и успеваемость. Альтернативные системы образования доказали, что дети способны осваивать очень большие объемы информации и намного легче, чем при обычной зубрежке.

Троечка как норма

Кто виноват? Если причина плохой отметки – недостаточное трудолюбие и внимательность или плохая память, смертельного в этом тоже ничего нет. Многие сознательные дети часто сами чувствуют, что учатся недостаточно хорошо. И прикладывают определенные усилия, чтобы исправить ситуацию. Но зубрежка не всегда помогает. И со временем клеймо середнячкатроечника прочно укореняется в детском сознании. Он сам занижает себе планку успеха.

Что делать? Существует множество альтернативных способов помочь чаду улучшить успеваемость — от реальных вспомогательных систем, таких как эйдетика или кинезиология, до психологических — повышения самооценки. Постарайтесь предоставлять ребенку больше возможностей для творческой реализации (речь идет о всевозможных художественных, музыкальных, спортивных кружках и секциях). Это позволит ему ощутить свою индивидуальность. Успех в одной области, как за ниточку, потянет повышение самооценки и в других направлениях.

«Система школьного образования построена на том, чтобы находить и исправлять ошибки, которые делает ученик. Задача хорошего родителя – найти и поощрить ребенка за то, что он делает правильно!»

Не хочу учиться, а хочу жениться!

Кто виноват? Другая причина, по которой дети плохо учатся, – отсутствие мотивации. Дело в том, что примерно до 13-14 лет они не способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через 5-6 лет, да еще как-то подчинять этому свои поступки – непосильный труд для детского ума.

Что делать? Ни в коем случае не вздумайте платить деньги за хорошие оценки! Такой мотивацией вы окончательно запутаете ребенка в моральных ориентирах. Также недейственны наказания и убеждения – они напрягают и закрепощают психику. Лучше предложите выбрать любое нематериальное поощрение – поездка на природу, прогулка или поход в кино или цирк. И при каждом удобном случае показывайте детям, что знания делают жизнь интереснее, расширяют границы мира.

Вредные советы

Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке стойкую ненависть к школе и отвращение к знаниям:

• Чаще говорите ребенку о его недостатках. Не ограничивайтесь общими определениями типа «лентяй», «негодяй», «безмозглый» и «безрукий». Необходимо также напоминать, что все эти качества останутся с ним навсегда, так как он «абсолютно не работает над собой».

• Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как он (глупым, вруном или трусливым) никто никогда не будет дружить.

• Выберите какого-нибудь сверстника вашего ребенка и регулярно рассказывайте об успехах этого персонажа, о том, как она (он) прекрасно учится, помогает матери по дому и уважает старших.

• Очень хорошо в присутствии ребенка поругать его учителей и школу в целом. Можно организовать это как рассказ подруге по телефону или беседу с соседкой: «Все только за деньги, как бы ребенок ни старался, но если родители не спонсоры…», «Если уж она кого невзлюбила, то он хоть головой об стенку бейся…», «Самая плохая школа в районе. Кроме как в ПТУ из нее пути никуда нет» и т. д.

Чужой среди своих

Кто виноват? Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. Например, ребенок претендует на роль лидера, но не имеет достаточных сил или способностей, попал между двумя «группировками» и не может определить свою позицию. Или он не слишком общительный, активный. Постепенно такой ребенок становится в коллективе «белой вороной».

Что делать? Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками. Нарушение успеваемости здесь вторично, оно происходит от постоянного психологического перенапряжения. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов и обратиться к специалисту. Это беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не об оценках. Нельзя отрицать и тот факт, что причиной неудач ребенка в учебе и адаптации в коллективе могут быть учителя. Две-три вовремя брошенных фразы типа: «А теперь мы будем всем классом ждать, пока дойдет до Васи» – и обидное прозвище Васе обеспечено. Если вам удалось выяснить, что проблема в этом, попытайтесь поднять вопрос на следующем родительском собрании. Но не стоит делать из ребенка воинствующего борца с педагогами. Лучше поговорить и с самим учителем, и с ребенком, и с директором школы отдельно.

Мария ХАРЛАМОВА


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook