21 сентября 2013 г. – День фармацевтического работника. И хотя это не 31 декабря 2013 г., да и цыплят по осени считают, мне хотелось бы оглянуться назад и напомнить о тех основных законодательных изменениях в Украине, которые сформировали сегодняшние реалии аптечных работников накануне их профессионального праздника.
Актуальность темы заключается в том, что хотя официальные СМИ (телевидение, пресса) избегают данной темы, но осень 2013 г. грозит обернуться очередным витком кризиса, как для стран Европы, так и для Украины. Тому есть целый ряд причин, основная масса которых – накопительная. Все нововведения и увеличения планки, требования к фармацевтам в данных обстоятельствах быстро начинают проявлять себя с негативной стороны: если они не ухудшают работу фармацевта и провизора сразу, то выступают подспорьем в этом для работников проверяющих органов в дальнейшем. Также влияют на рынок возросшая конкурентная борьба, остро стоящий кадровый вопрос (надлежащий уровень квалификации в основной своей массе обеспечивают специалисты 40-45 лет, и им нужно готовить достойную смену), проблемная экономическая ситуация в стране и многое другое.
Отразятся ли все указанные негативные факторы на работе аптечных сетей?
Давайте оценим, что изменилось и что осталось актуальным в 2013 г.
Качество на всех уровнях
С 15.02.2013 г. на отечественный рынок допускается только продукция, произведенная по стандартам GMP. Их введению предшествовало горячее обсуждение возможности переноса новшества во времени. На данный момент однозначным является то, что выгоды для имиджа Украины превышают потери, связанные с уходом с украинского фармацевтического рынка несертифицированной продукции (импортируемой из Юго-Восточной Азии, СНГ и частично Европы).
С 01.03.2013 г. вступил в действие Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно лицензирования импорта лекарственных средств и определение термина «активный фармацевтический ингредиент» № 5038-VI. Этот нормативно-правовой акт – этап к переходу на лицензирование импорта лекарственных средств. На данный момент государство соблюдает свои первоначальные обещания, и выдача основной массы лицензий идет по «заявительному принципу» (выдано почти две сотни лицензий, об особых сложностях или проблемах речи пока не идет).
С 01.02.2013 г. сроки реализации Пилотного проекта относительно введения государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью, изначально введенного в действие Постановлением КМУ №340 от 25.04.2012 г., были продлены до 31.12.2013 г. Указанный Пилотный проект уже зарекомендовал себя, о нем услышали потребители, работники аптек отыграли свою необходимую роль в его реализации. Однако, несмотря на увеличение потребления антигипертензивных средств, основная критика Пилотного проекта касается необходимости изменить систему расчета уровня возмещения и включения того или иного препарата в эту систему. Сложилась редкая ситуация, когда государством были выделены средства, но они в большей своей части остались неосвоенными. Для устранения это проблемы в 2013 г. разработаны проекты Постановления КМУ «Вопросы усовершенствования реализации пилотного проекта по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения лиц с гипертонической болезнью» и Приказа «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Украины от 29 мая 2012 г. № 394».
Снижая скорость
Были в 2013 г. и косметические, «представительские» новшества. С 18.03.2013 г. Украина является 38-м членом Европейской фармакопеи (European Pharmacopoeia). Событие важное для нашей страны в целом, но не принципиально влияющее на работу в аптеках Украины на данный момент.
Как результат всего указанного выше, фармацевтический рынок в середине 2013 г. замедлил темпы своего развития. Связано это с его адаптацией к новым законодательным требованиям, внедрением новых стандартов качества и порядком ввоза в Украину лекарственных средств. Немаловажно и то, что говорить о повышении уровня доходов у населения, а также о росте производства в Украине и существенном увеличении импортно-экспортных операций пока нет оснований. Экономическая ситуация продолжает оставаться крайне напряженной.
При этом Гослекслужба Украины не ослабляет «хватку»: только на протяжении января – марта 2013 г. (до введения требований по GMP и лицензирования импорта) было принято 57 решений об аннулировании лицензии и 659 распоряжений об устранении нарушений Лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами. Сейчас цифры выросли на порядок. Также для объективной оценки укажу, что в течение двух кварталов 2013 г. Гослекслужба Украины выдала 34 распоряжения о полном запрете оборота фальсифицированных лекарственных средств (за весь 2012 г. распоряжений было 67, поэтому пока нет смысла говорить об ощутимом ухудшении ситуации с фальсифицированными лекарственными средствами).
Реклама и коррупция – один пишем, два в уме
Не теряет актуальности тема рекламы и промоции лекарственных средств. Не стоит думать, что этот вопрос далек от деятельности фармацевтов. Внешнее оформление аптек (информационные таблички, вывески, иное), маркетинговые договоры, заключаемые с производителями, дистрибьюторами, иными субъектами хозяйствования, а также (особо) аптечные акции – все это продолжает быть актуальным. Эти моменты были и остаются в 2013 г. под пристальным вниманием контролирующих и правоохранительных органов.
В данном случае для практикующих юристов очень показательно определение Высшего административного суда от 18.06.2013 г. по делу № К/800/19905/13, согласно которому аптеки имеют право размещать информацию о ценах на наружной рекламе. Согласно определению ВАСУ, норма о запрете использования в наружной рекламе аптек информации о ценах является незаконной, исходя из того, что Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» непосредственно не предусмотрена возможность определения в Лицензионных условиях специальных требований к наименованию учреждения, в котором осуществляется лицензируемый вид деятельности, знаку для товаров и услуг, под которым осуществляется деятельность, вывескам и наружной рекламе на здании. Это маленький, но очень принципиальный шаг со стороны судебной системы Украины.
Тема промоции лекарственных средств и аптечных акций в 2013 г. приобрела особо значимый характер. Причина этого – в жестком регуляторном влиянии государства на рекламу и коммуникацию производителя лекарственной продукции с врачами, усиление ответственности за правонарушения в данной сфере, а также очень острая конкуренция на фармацевтическом рынке.
Направление аптечных работников на любого рода семинары, конференции, презентации, а точнее, финансирование их участия – момент, который может принести проблемы. Подобные мероприятия должны быть четко и неоднозначно урегулированы в письменной форме (подписание договоров с определенной ценой договора, оформление надлежащих документов по предприятию (приказы, командировки, иное). Регламент проведения аптечных акций должен быть согласован с руководством аптек, работники – информированы о нем. Советую в письменных соглашениях указывать мотивацию выбора той или иной аптечной сети (количество торговых точек, территориальный признак, иное). Процедура награждения работника аптеки или самой аптеки должна быть четко прописана и основываться на регламенте.
Продолжает действовать Закон Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции», поэтому лучше заблаговременно оформить необходимые документы, чем оказаться перед лицом обвинений в свой адрес. Кстати, это, как минимум, позволит перевести спор в стены суда, а не в кабинет к следователю. Также напоминаю, что с 01.01.2014 г. в Законе Украины «О принципах предупреждения и противодействия коррупции» появятся очередные изменения, согласно которым коррупционные действия будут веской причиной для увольнения с занимаемой должности. Как показывает практика, основная масса «коррупционных» дел – это не объективное раскрытие тех или иных правонарушений, а целенаправленно используемый инструмент борьбы против неугодных (или составляющих конкуренцию) лиц, освобождение определенных ниш в карьерной лестнице, иное.
***
Анализируя все это, сопоставляя с лавиной законодательных изменений в Украине (изменения в порядке оценки имущества, изменение порядка назначения и индексации пенсий и многое другое), прихожу к выводу, что фармация не является падчерицей в «большой семье» – Украине. Да, к фармацевтическому рынку выдвигаются повышенные требования, да, с него чуть больший спрос, но это в рамках общей статистики. Скорее, если мне будет позволено подобное сравнение, есть резон говорить об Украине периода осени 2013 г. как о неблагополучной семье в целом. Семье, в которой дети пьющих или занятых своими делами родителей много работают и мало едят. Но другой семьи они просто не знают…
Поэтому, уважаемые фармацевты, я хочу пожелать Вам не забывать о своих семьях и близких. Не как рядовой покупатель аптеки, видящий только фасад здания вашей трудовой деятельности, но как юрист, понимающий, с какими разноплановыми и сложными вопросами Вы сталкиваетесь каждый день, я уверен в Ваших профессиональных качествах и заслугах. Поэтому – удачи и счастья Вам, в первую очередь, в семье и личной жизни!