Сьогодні:20 September, 2020

МОЗ НЕЗАКОННЫМИ МЕТОДАМИ ПЫТАЕТСЯ ЗАЩИТИТЬ АПТЕЧНЫЕ СЕТИ

Как бы вы оценили ситуацию, когда банкам (торговым сетям) запретили бы использовать информацию об уровне или иных признаках цены (стоимости предоставляемых услуг)? В том числе, в рекламе? Думаю, согласились бы с тем, что подобный запрет как минимум противоречит здоровой логике. Ведь как продавать – если не взывать к более высокому качеству и ценам чуть ниже, чем у конкурента?

Значит, таким же образом вы должны отнестись к проекту приказа МОЗ о внесении изменений в Лицензионные условия ведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами (Лицензионные условия). Потому что он, во-первых, ситуацию частично исправляет, а частично – запутывает еще больше. А во-вторых, он просто незаконен.

Но давайте с самого начала. Утверджденные еще 29.12.2011 года Лицензионные условия содержат п.2.12, в котором выдвигаются особые требования к вывескам аптечных заведений. Начал действовать этот пункт с 01.07.2012 г., что грозит аптечным сетям (в случае исполнения требований нормы) прямыми убытками в виде расходов на смену вывесок, а также – невысчитанной пока упущенной выгодой от ограничения использования бренда. «Мы вкладывали значительные маркетинговые средства в собственный бренд. Если сеть лишат ее идентификации, она не может проводить акции, внедрять дисконтные программы» прокомментировал эту ситуацию директор Компании «Агентство медицинского маркетинга», Юрий Чертков.

В предыдущих номерах дайджеста «РАП» уже освещался тот факт, что весь 2012 год проходит под лозунгом реализации в жизнь новых Лицензионных условий. Освещался на страницах издания и злощасный пункт 2.12, которым вводится запрет на «брендирование» аптечных вывесок. Напоминаем. Пункт п.2.12 раздела II Лицензионных условий обязывает размещать на фасаде аптеки (или здания, где находится аптека) вывески с указанием исключительно вида аптечного заведения: «Аптечный склад (база)», «Аптека», «Аптечный пункт», «Аптечный киоск». Список исчерпывающ. При этом, из Лицензионных правил «выпала» норма, которая была бы целевой: запрет на применение в названии явных или скрытых ссылок на «дешевые» цены (что обижает государство), «социальность» аптечной продукции, иное (что и подразумевалось при разработке нормы).

Трактование пункта однозначно, и не допускает заигрываний с проверяющими органами. В крайнем случае, возможен вариант – «пусть висит, пока висит», но он крайне плохой. Значит, все же придется менять, тратить деньги, вновь искать пути достижения тех целей, которые поставлены перед аптечной сетью («вы нас в дверь, а мы – в окно»). Выход пока только один, а именно – воспользоваться возможностью размещения у входа в аптеку информации о субъекте хозяйствования. Подобная информация – широкое понятие, которое может включить в себя и данные о зарегистрированных торговых марках, и иные дополнительные сведения. Учитывая еще и неконкретную формулировку о том, где должна быть размещена информация о субъекте хозяйствования («…возле входа в аптечное заведение…») то открывается некий простор для работы. Из ныне сложившейся ситуации – это, пожалуй, единственно рациональный вариант перенесения фокуса воздействия на потребителя. В процессе обсуждения п. 2.12 только ленивый не поучаствовал в комментировании запрещающей нормы (что, с иронией говоря, делает и автор статьи). Государственная служба лекарственных средств в своем письме № 8506- 1.2/4.3/17-12 от 27.04.2012 г. подтвердила логичный вывод о том, что допускается указание информации о торговой марке субъекта хозяйствования на информационной табличке, размещенной возле входа в аптечное заведение. Общественный совет при Государственной службе лекарственных средств подготовил письмо за исх. № 4 от 06.06.2012 г., в котором поддержал необходимость изменить п. 2.12 Лицензионных условий и обратил внимание на то, что необходимость заменить вывески приведет к непредусмотренным материальным тратам и негативно отразится на экономическом состоянии субъектов хозяйствования.

МОЗ разработан проект приказа о внесении изменений в Лицензионные условия (касательно п. 2.12 раздела II), а именно:

а) на вывеске должен указываться вид заведения – без исключительного списка из 4 наименований, и без запрета использовать торговую марку на вывеске;

б) в названии аптечного учреждения, торговой марке, вывеске и внешней рекламе не допускается использование утверждений касательно уровня или иных признаков цены и социальной направленности аптечного учреждения;

в) описание сигнального указателя, который может использоваться аптечным заведением, утверждается МОЗ. Вот на проекте приказа МОЗ нам и нужно остановиться отдельно.

Дело в том, что снова, в нарушение ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти (их должностные лица) действуют не на основании, не в границах полномочий и не способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины! Вот не поверите, но не относится к полномочиям ни Министерства охраны здоровья Украины, ни Государственной комиссии лекарственных средств определять те нормы, которые содержит проект приказа!

Так, ограничения при выборе наименований регламентируются ЗУ «О государственной регистрации юридически лиц и физических лиц-предпринимателей» № 755-IV от 15.05.2003 р. и Приказом МЮУ «Об утверждении Требований относительно написания наименования юридического лица или его обособленного подразделения» N 368/5 от 05.03.2012 г. В требованиях к написанию наименований, для примера, указано, что запрещается использовать название, которое вводит в заблуждение относительно видов деятельности, а применение в названии слов «Украина», «государственный», «центральный», «национальный» и производных от них допускается в четко оговоренных случаях. Вот только так – и будет законно. Добавим слово «социальный». Но зачем – запрещать упоминать цену? Или у законодателя опасения относительно выделения отдельной ниши и отдельных требований к названию аптечных заведений (наравне с банками, страховыми компаниями, объединениями граждан)? Так сказать, нельзя «в лаптях да по паркету»? Ну если аптечные сети выросли к таким регламентациям, то – самое время! Определение ограничений при регистрации торговой марки (иных объектов интеллектуальной собстенности), в свою очередь, регламентируется ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» № 3689-XII от 15.12.2003 г. И именно этим законом установлено, что при процедуре регистрации торговой марки проверяется ее непротиворечие принципам морали и публичного порядка. То есть, во-первых, не приказами МОЗ регламентировать взаимоотношения в части интелектуальной собственности, ее «правильности» или «неправильности», и др. А во-вторых, не приказами МОЗ и не Лицензионными условиями запрещать использовать законно зарегистрированную торговую марку. И, конечно же, влезло МОЗ со своим приказом и в сферу, регламентуремую ЗУ «О рекламе», который и так имеет к фармацевтическому рынку самое тесное отношение. И раньше, если вспоминать преценденты, вносить изменения именно в ЗУ «О рекламе» особых сложностей не составляло!

Что же получается? МОЗ пытается незаконными и неправовыми методами исправить свои же ошибки?
И по факту, – облегчить (хоть отчасти) жизнь аптечным сетям? Получается, что да.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook