Сьогодні:10 May, 2021

«Бильна апотека» и другие чудеса Черногории

Если в стране всего 53 аптеки, говорить о наличии фармацевтического рынка даже как-то неудобно. С другой стороны, большие проекты начинаются с маленьких моделей. И в этом отношении солнечная Черногория может послужить своего рода обучающим макетом.

Откуда родом?

Несмотря на скромные размеры, фармацевтический рынок Монтенегро выглядит очень пестро. В стране имеются даже два производителя лекарственных средств, крупнейшим из которых является компания Hemomont. Мощности предприятия расположены в столице Подгорице, компания входит в состав сербского концерна Hemofarm. Доля рынка местного фармзавода составляет 1,38 %. В основном на рынке превалируют импортные продукты. Объем импорта составляет более 52 млн евро в год. В большинстве своем препараты закупаются в Германии, Франции, Словении, Сербии, Индии и других странах с развитым фармацевтическим производством. При этом в Черногории очень тщательно отслеживают качество продукции, отсутствие фальсификата – один из главных предметов гордости местной фармации.

Антибиотик, тапки и мед

В общем-то, полсотни аптек в государстве, которое из-за небольшого размера даже на карте сложно обозначить, – не так уж мало. По оценке численности населения и демографических показателей за 2016 год здесь проживает более 622 тыс. человек. Соответственно, одна аптека обслуживает порядка 12 тыс. посетителей. Примерно такой же показатель в Дании и ряде других развитых стран. Принято считать, что все аптеки в Черногории делятся на государственные и частные. Но корректнее было бы поделить их по принципу «для туристов» и «для местных жителей». В туристических аптеках выбор шире, а цены выше, чем в точках «для своих». Среди сопутствующих товаров таких аптек попадаются шлепанцы, детские игрушки и ароматические свечи. Особая разновидность туристической аптеки – «бильна апотека». По сути это магазин природных оздоровительных средств. Ассортимент включает различные диетические добавки, пророщенные злаки, травяные сборы, косметику на основе натуральных природных компонентов – оливкового масла, морских водорослей, косметической глины, меда, березового дегтя и др.

Все дело в деньгах

Но кроме диковинок, рассчитанных на любопытного туриста, частные аптеки имеют еще одну особенность – укомплектованный ассортимент. Это в корне отличает их от государственных «коллег», где фармацевты уже на автомате разводят руками: «Извините, нет в наличии». Дело в том, что в стране действует система реимбурсации, и до 50 % стоимости лекарственных средств возмещается государством. Ежегодно возврату подлежат порядка 13,6 млн евро затрат на лекарственные средства. Дети в возрасте до 5 лет, беременные женщины и пенсионеры получают рецептурные средства бесплатно – конечно, в государственных аптеках, на частные учреждения обязанность раздавать товары бесплатно не распространяется. Но система построена таким образом, что пациент нередко вынужден обращаться в частную аптеку, где все препараты отпускаются только за полную стоимость. Таким недостатком аптечный рынок Черногории обзавелся в связи с выбранным способом контроля цен на лекарственные средства. Максимальные наценки на всю фармацевтическую продукцию в Черногории контролируются государством. Вместо того чтобы договариваться с государственными организациями о стоимости, лекарственные средства закупаются на публичных тендерах. В результате цены в черногорских аптеках существенно ниже, чем в других европейских государствах, местами до 30 %. Если цена препарата у производителя меньше 32 % от средней цены в референтных странах, то для него устанавливается цена с коэффициентом 1,2. При этом возмещение стоимости препаратов пациентам из бюджета или из средств Фонда обязательного медицинского страхования производится только тем компаниям, которые победили в тендере. Благодаря такой системе почти все лекарственные средства поступают в аптеки напрямую от производителя, минуя посредников. Вот только круг препаратов, которые можно приобрести со скидкой, сужается. Зато в частных аптеках цены не регулируются; НДС на лекарственные средства в Черногории составляет 7 %. Что касается доходов черногорских аптек, то прибыль коррелирует с состоянием всего европейского рынка. Так, по данным последнего аудита финансового состояния фармацевтического сектора Черногории, чистая прибыль от продажи всего аптечного ассортимента составляет примерно 5,3 млн евро в год.

Поцелуй солнца

Самые частые причины обращения в черногорскую аптеку – это солнечный ожог и различные производные в виде аллергии на солнце.

Крем для рук ex tempera

В некоторых «бильных апотеках» предлагают пробники хенд-мейд кремов, фармацевты даже готовы принять заказ на изготовление какого-либо косметического средства, туалетной воды или духов. На стене каждой «апотеки» висит стенд с сертификатами и грамотами.

Профи со студенческой скамьи

Всего в фармацевтической промышленности страны красной черепицы задействовано 344 фармацевта, из них 102 – аптечные работники. На первый взгляд, не так уж мало, учитывая количество аптек. Но по факту Черногория испытывает острую нехватку квалифицированного фармперсонала, что неудивительно: средняя зарплата в аптеке составляет всего 500 евро. Для государства, где расходы только на лекарственные средства обходятся ежемесячно в 100 евро на одного члена семьи, это довольно скромный заработок. Причем, как и в Украине, фармацевт получает диплом только после пяти лет обучения, и уже в процессе работы обязан регулярно посещать курсы повышения квалификации. В последнее время из-за нехватки первостольников в аптеки берут даже студентов, которые успели пройти клиническую практику в течение года.
Несмотря на эти проблемы, черногорские аптеки славятся высоким качеством обслуживания. Фармацевт здесь – что-то между семейным доктором и психотерапевтом. Нормально, если он расспросит посетителя о самочувствии, о жизни и впечатлениях от отдыха, внимательно выслушает все ответы, а затем выложит перед ним необходимые препараты и подробно расскажет о каждом. Для черногорцев такое поведение фармацевта, по сути, традиция, ведь здесь специалист, отпускающий лекарственное средство, – почти член семьи. И концепция «семейный провизор», к которой в более крупных государствах маркетологи пришли лишь недавно, с успехом реализуется в течение трех веков. Личный фармацевт, как любовь всей жизни – раз и навсегда.

Ставка на туризм

Как и большинство туристических стран, Черногория импортозависима, и ее вклад в мировую фарму довольно скромен. Однако это не мешает аптекам соблюдать строгие правила и сочетать в своей работе семейные традиции с высоким качеством. Пожалуй, небольшой объем рынка идет даже на пользу делу. Ведь когда аптек немного, каждую хорошо видно, и приходится вести бизнес, как на выставочном стенде. Немного запутанная система возмещения затрат на препараты, конечно, оставляет странное послевкусие. Но радует возможность выбора. Так, частные аптеки здесь не ставят в жесткие ценовые рамки, это способствует развитию рынка и повышению его инвестиционной привлекательности. А учитывая, что поток туристов в маленький адриатический рай с каждым годом растет, можно ожидать, что аптечный бизнес здесь будет развиваться и дальше. А вместе с ним – сервис и маркетинговые технологии. А значит, впереди Черногорию ждут новые интересные проекты, которые послужат ценным опытом для других государств.

Источники: who.int; researchandmarkets.com; Official Journal of Montenegro; marketingbase.ru.
Полный список источников находится в редакции.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook