Сьогодні:22 September, 2020
управление

Стили менеджмента

Наверное, споры, какой стиль менеджмента эффективнее, не стихнут никогда.

Известный ученый в области лидерства Дуглас Макгрегор назвал предпосылки авторитарного руководства по отношению к работникам теорией «Х». 

Х-руководитель авторитарен, менеджмент строится на следующих постулатах:  

  • люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;  
  • у людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;  
  • больше всего люди хотят защищенности;  
  • чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания. В общем, часто такой начальник ведет себя как настоящая «СВОЛОЧЬ»

Также есть Y-менеджеры, их управление основывается на следующих постулатах:  

  • труд – процесс естественный;  
  • если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;  
  • если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;  
  • приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением целей;  
  • способность к творческому решению проблем встречается часто, а  интеллектуальный потенциал человека используется лишь частично. 

Часто такой начальник ведет себя как настоящий «ЛОХ». Я слышал, что эту аббревиатуру придумали милиционеры, ЛОХ – Лицо, Обиженное Хулиганами

Как вы понимаете, больше людей симпатизируют Y-начальникам, мотиваторам, стремящимся осчастливить подчиненных. 

Разумеется, нужно использовать комбинацию стилей, и ЯКОБЫ в чистом виде ни один из них не работает, но все-таки практика подсказывает, что авторитарный стиль не такой уж безнадежный… 

Вряд ли кто-то будет спорить, что самым раскрученным персональным управленческим брендом стал бренд Стива Джобса. 

Да, это наиболее обсуждаемый образ руководителя. 

Представлю вам несколько зарисовок о личности главы Apple. 

В 1997 году, вскоре после возвращения в Apple на должность гендиректора, Стив Джобс решил, что одна транспортная компания доставляет им компоненты очень медленно. 

Перевозчик в ответ заявил, что не может доставлять быстрее, да и не должен: зафиксированные в договоре сроки соблюдались. 

Джобс велел разорвать контракт. И добавил, что если попробуют судиться, то никогда больше не получат ни цента. Транспортная компания подала в суд. Работавший с ней менеджер уволился. Судебное разбирательство обошлось в крупную сумму денег, но цель была достигнута − Apple нашла нового, более расторопного перевозчика.

Какой урок можно извлечь из этой истории? Что цель оправдывает любые средства. Для предпринимателей жизнь Джобса – все равно что Евангелие и Антиевангелие в одном лице. 

Одни видят в нем наглядный пример того, как важно следовать своему видению и своей цели. 

Другие − поучительную историю о том, как можно изменить мир, но настроить против себя всех окружающих. 

Джобс был типичным представителем Х-стиля менеджмента: авторитарно-образцовый стиль, якобы наименее эффективный стиль менеджмента.

Возле него никто не мог чувствовать себя в безопасности. 

Среди бизнесменов немало таких, как Стив: агрессивных, с диктаторскими замашками, настроенных на постоянную конкуренцию, воспринимающих работу как самое главное в жизни. 

Биография Джобса лишь укрепила их в мысли, что они все делают правильно. Вот несколько примеров. Присоединиться или убраться с дороги − вот главное, что усвоили те, кто рассматривает Джобса как образец для подражания. 

«Джобс показал, насколько эффективен может быть авторитарный стиль управления. Он опроверг тезис современной социологии о том, что счастливые сотрудники всегда эффективнее». 

Аарон Леви, создатель сервиса Box, добавляет: «История Джобса научила меня, что от сотрудников надо требовать невозможного. Они должны знать, что я не позволю выпустить продукт до тех пор, пока его не отполируют до блеска. Для продукта это хорошо, а вот для людей не очень». 

Впрочем, команда легко примиряется с грубым и авторитарным стилем управления, если организация показывает впечатляющие результаты. Джобс регулярно называл подчиненных придурками, но мало кто из-за этого увольнялся.

Противников Джобса приводит в ужас его диктаторский стиль поведения. В книге Айзексона о жизни Джобса приводится много случаев бесцеремонного поведения Джобса. Он приходил в бешенство по самым незначительным поводам (не понравились цветы в отеле или напиток в кафе), парковался на местах для инвалидов, отказывался оформлять номерные знаки для автомобиля (из-за чего менял машину каждые полгода), долгое время не признавал старшую дочь. 

Через некоторое время после выхода книги Айзексон опубликовал статью в Harvard Business Review. В ней он призвал меньше фиксироваться на сварливом характере Джобса и больше − на его выдающихся достижениях в Apple и Pixar. Айзексон суммировал взгляды Джобса в 14 коротких заповедей: «Искажайте реальность», «Добивайтесь совершенства», «Держите вокруг себя только людей из высшей лиги» и т. д. манипуляция

«Его неуживчивый характер забудется, − пишет Айзексон, − а достижения навсегда останутся в истории. В одном ряду с Эдисоном, Фордом и Диснеем». Роберт Саттон, автор книги «The No Asshole Rule», отмечает Джобса как крайне эффективного тирана. Но в подавляющем большинстве случаев, утверждает Саттон, диктаторские замашки создают одни лишь проблемы. Снижаются креативность и продуктивность сотрудников, формируется равнодушное отношение к работе, вырастает уровень прогулов и текучесть кадров. Саттон считает, что Джобс был слишком особенной и слишком противоречивой фигурой, чтобы на него ориентироваться. Это тест Роршаха для предпринимателей и менеджеров: каждый видит в Джобсе то, что хочет увидеть.

Наверное, самым ярким примером проявления диктатуры стало само название Apple. 

Яблоко  − любимый фрукт основателя компании Стива Джобса. После трех месяцев тщетных попыток найти название для нового бизнеса он поставил своим партнерам ультиматум: «Я назову компанию Apple, если к пяти часам вы не предложите лучшего». Apples McIntosh − название сорта яблок, продававшегося в США. 

Стив был перфекционистом до мозга костей. Даже на склоне своих дней, находясь в больнице, он умудрился провести кастинг медсестер: из 67 женщин он выбрал лишь трех, кому позволил ухаживать за собой. А когда пульмонолог попытался надеть на него маску, ослабший Джобс сбросил ее и пробормотал, что дизайн этой штуки никуда не годится. 

«Я не стремлюсь быть привлекательным для людей. Мое дело − заставлять их становиться лучше». 

Стив Джобс. CNNMoney.com. Fortune, февраль 2008 г


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook