Сьогодні:23 September, 2020

Испания – колыбель фармации

Испанские аптеки имеют устоявшиеся традиции. Вначале они существовали при монастырях, их деятельность была проникнута духом сострадания, милосердия и бескорыстия. Лекарства отпускались бесплатно всем нуждающимся. Неслучайно первые рецепты начинались словами «Сum Deo!» (С Богом!) В 16 веке в Барселоне открылось первое в стране учебное заведение, готовящее провизоров. В 1581 г. появилась первая Испанская Фармакопея — свод правил приготовления лекарств. В дальнейшем этот опыт был использован во всех европейских странах. Испанские аптеки прошли долгий путь развития от простых лавок в средние века, больших фармацевтических лабораторий в эпоху Возрождения до современных специализированных учреждений, реализующих лекарственные средства. Испанию можно с уверенность назвать колыбелью европейской фармации, ведь первые европейские аптеки появились именно в этой стране еще в XI веке (Кордова, Толедо).

Энергии, жизнелюбию, здоровому оптимизму, бурному темпераменту испанцев удивляются и завидуют почти все, кто попадает в эту прекрасную страну и знакомится с ее жителями. Кажется, все невзгоды и болезни обходят испанцев стороной. Даже удивляет, почему здесь такое большое количество аптек (на испанском — farmacia) в пересчете на душу населения? В каждом, даже самом маленьком, отдаленном от экономических и политических центров населенном пункте, почти на каждой улице можно увидеть аптечные фонари или вывески с узнаваемой эмблемой — зеленым крестом (крест красного цвета — у отделений Общества Красного Креста, синего — у ветеринарных клиник).

История свидетельствует: болезней, невзгод, социальных потрясений в Испании было не меньше, чем у ее соседей, с которыми к тому же и отношения складывались не всегда безоблачно. Временами испанцы страдают от собственной требовательности и чувства неудовлетворенности, которое особенно обостряется к Рождеству, когда принято подводить итоги года и взвешивать все свои успехи и достижения. В этот период аптеки продают антидепрессивных средств на 40% больше, чем обычно. Но «рождественский синдром чувствительности» длится недолго, побеждает природный оптимизм и несокрушимое жизнелюбие. Эмоции, яркие краски, музыка — это то, к чему тянется каждый испанец, поэтому и популярны здесь коррида, спортивные соревнования, шумные и обильные застолья. Как и французы, испанцы придерживаются правила: «Что недоплатишь мяснику, то переплатишь аптекарю».

В Испании насчитывается более 200 праздников и фестивалей, и у иностранцев порой возникает впечатление, что на работу у местных жителей просто не остается времени. Общительные испанцы воспринимают аптеку как еще одно место для приятного времяпрепровождения, где можно получить полезный совет, услышать последние новости, встретиться с друзьями. И болезнь — скорее не досадная помеха, а повод для общения, возможность проявить сочувствие, принять деятельное участие в жизни близких и просто симпатичных или интересных людей. С точки зрения фармбизнеса испанцы представляют собой идеального потребителя. Не все иностранцы, впервые попавшие в эту страну, способны правильно оценить эти своеобразные качества, особенно если дело касается замечаний по поводу женской внешности, здоровья, привлекательности, т.е. всего того, что имеет отношение к частной жизни.

Здороваются в аптеках, как и в любых других общественных местах и легко вступают в разговор даже с людьми, которых видят впервые. Рукопожатия обычны между мужчинами. А при встрече знакомых, друзей, родственников приняты объятия и поцелуи. С учетом того, что в аптеках работают в основном местные уроженцы, имеющие обширные родственные связи, исключительно коммуникабельные, то нетрудно представить характерную для этих учреждений постоянную обстановку радостного оживления. Неслучайно, наверное, в странах СНГ полюбился зрителям испанский сериал «Дежурная аптека». Время работы аптек – с 9.30 до 14.00 и с 16.30 до 20.00.

Если вы все же прихворнули за время отдыха в Испании, вам смогут оказать помощь непосредственно в аптеке: у испанских аптекарей широкий круг обязанностей и высокая квалификация. Они могут поставить диагноз, а в ряде случаев и назначить курс лечения. Если ваше состояние не требует скорой помощи, имеет смысл сперва обратиться к аптекарю. Многие из них говорят по-английски. Вам всегда дадут воды, чтобы запить таблетку. Аптеку легко узнать по светящемуся зеленому или красному кресту. Список дежурных аптек города висит в окне любой аптеки.

Испанский фармацевтический рынок по своему объему в денежном выражении занимает пятое место среди остальных рынков лекарственных средств стран Западной Европы. При этом по показателю потребления лекарственных средств на душу населения у Испании отмечается отставание от других стран этого региона.

Согласно информации, опубликованной представителями «Farmaindustria» (организации, представляющей интересы игроков фармацевтического рынка Испании) объем продаж испанских фармацевтических компаний по итогам 2011 г. снизился приблизительно на 10%, а в 2012 г. ожидается, что этот показатель сократится еще более чем на 15%. Это обусловлено уменьшением государственных расходов на фоне спада мировой экономики в течение последних лет.

По прогнозам экспертов, для фармрынка Испании в период 2011–2016 гг. будет характерен низкий ежегодный показатель прироста как в евро, так и в долларовом эквиваленте. При этом темпы роста в долларовом эквиваленте, по прогнозам, будут ниже, чем предполагалось ранее, что обусловлено вероятным уменьшением курса евро. Как ожидается, показатели прироста рынка госпитальных закупок будут опережать таковые в сегменте розничных продаж, но политика сокращения расходов на здравоохранение будет оказывать влияние на оба сегмента. По мнению аналитиков, многим компаниям придется переместить свои производственные мощности в другие страны, что может негативно отразиться на экономике Испании.

Объем дефицита государственного бюджета Испании является одним из трех крупнейших в еврозоне. С целью сокращения дефицита правительство значительно уменьшило расходы на здравоохранение, в частности, поэтому в августе 2011 г. обязало врачей назначать лекарственные средства по действующему веществу, а не по брендированному названию, как это было ранее, что привело к сокращению доходов фармацевтических компаний.

Система здравоохранения в Испании является децентрализованной. В связи с этим степень обеспечения населения медицинской помощью в разных регионах варьирует. Государственные расходы на здравоохранение составляют около 3/4 всех расходов на здравоохранение. При этом в последние годы отмечается тенденция к увеличению темпов прироста объема частных расходов на здравоохранение, превалирующую долю которых составляют непосредственно затраты потребителя. Однако темпы прироста частных расходов в Испании, как ожидается, также могут несколько замедлиться в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

В августе 2011 г. правительство Испании приняло новый Королевский декрет-закон (Royal Decree Law), который включал ряд новых мер по сокращению затрат для уменьшения дефицита бюджета страны. Некоторые из этих мер оказали влияние и на сектор здравоохранения. С помощью этих мероприятий правительство Испании намерено сократить ежегодную сумму затрат SNS на здравоохранение на 2,4 млрд евро (3,3 млрд дол. США). Принятый закон, таким образом, поможет улучшить показатели, полученные от действия двух предыдущих законов (№ 4/2010 и № 8/2010), которые по итогам 2010 г. позволили уменьшить расходы SNS на здравоохранение на 2,4% или 2,2 млрд евро (3 млрд дол.).

Среди фармацевтических компаний Испании наиболее крепкие позиции отмечают у таких локальных производителей лекарственных средств, как «Almirall» и «Esteve».

Отличительной особенностью фармацевтического рынка Испании можно назвать рынок препаратов-дженериков, которые не очень популярны среди потребителей. Производители дженериков в Испании уже не первый год с нетерпением ожидают увеличение спроса на их продукцию. В 2008 году объемы продаж генериков достигли 1,14 млрд. евро, что составило 9% от объема реализации рецептурных лекарственных средств. Ожидается, что к 2013 г., этот показатель достигнет 2,3 млрд. евро, или 12% от общего объема фармрынка Испании.

В целом, фармацевтическая отрасль Испании проводит мероприятия по адаптации к теперешним нестабильным экономическим условиям, что в последствии может привести к возникновению новой модели фармацевтического бизнеса.

Даша Паркер


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook