Сьогодні:29 October, 2020

Разговор по душам, или Рассказ о счастье быть родителями

Все мы родом из детства… Долгожданные и не очень, с «характером» и спокойные, «улыбашки» и серьезные… И очень зависимые от Мира, но претендующие на его поддержку и защиту. А самый большой подарок от Вселенной – Любовь Родителей, просто так, лишь за факт нашего появления. И лишь получив ее сполна, мы сможем отделиться и стать Личностью. И направить свою любовь и свои «шаги» к другим людям.

Родитель-творец

Семья играет уникальную роль в процессе развития ребенка. На сегодняшний день этот факт неоспорим в современном социуме и является одним из столпов нашей ментальности. Ценностные ориентации родителей, их жизненные установки относительно восприятия ребенка и эмоциональное поведение с ним являются бесценным психическим материалом при формировании Личности. Но давайте не будем обольщаться и признаем, что эта «ячейка общества» может выступать как в качестве позитивного, так и негативного фактора. Члены семьи являются самыми близкими для ребенка людьми и в прямом (кровное родство), и в переносном (возможная частота контактов) смыслах. Его любят и заботятся о нем в зависимости от своих «взрослых» возможностей – материальных и психических. И именно в этом заключается основной камень преткновения, так как нигде ребенку не могут нанести столько неосознаваемого вреда, сколько может сделать семья «из любви». В основном это долгоиграющие установки, впитанные с молоком матери как первый опыт взаимодействия с окружающим миром. В дальнейшем он закрепляется и перерастает в модели поведения с другими, из поколения в поколение… Без преувеличения можно сказать, что таким образом формируется определенная культура взаимоотношений «ребенок – родитель», а затем «человек – человек» и «родитель – ребенок». Вот такая замечательная ответственность лежит на каждом Родителе! В какой еще роли можно почувствовать себя настолько Творцом?! Эмоциональный, когнитивный и деятельностный аспекты во взаимодействии с детьми являются важнейшими составляющими в детско-родительских отношениях.

Комфортность детско-родительских позиций

Приведем некоторые типы семей с высоким «фактором риска» для детско-родительских позиций.

1. Семья «па-де-де» состоит из двух человек с высокой степенью зависимости друг от друга и обедненной структурой ролей: отношения между супругами слишком близкие, сложность с удовлетворением значимых потребностей человека.

2. Дистантная семья − семья, где один из членов подолгу отсутствует из-за специфики своей профессии. Нарушено нормальное функционирование супружеской подсистемы, неудовлетворенность в интимности, поддержке, защите.

3. Неустойчивые семьи – семьи, часто меняющие место проживания. Переживают разрыв значимых эмоциональных отношений, изменение инфраструктуры, среды. Необходимо прикладывать определенные усилия для формирования состояния комфорта. Определить степень экологичности детско-родительских отношений в любой семье можно не только в соответствии с фактором риска, а еще исходя из параметров «любовь – контроль». Используя их в качестве символической системы координат, производными могут стать:

– принятие – уважение к ребенку, поощрение самостоятельности и инициативы, забота, понимание его внутреннего мира, терпение к психофизиологическим особенностям ребенка;

– неприятие – жестокость, пренебрежительность, невнимательность, строгий контроль, абсолютное подчинение родительской воле.

Хромое воспитание

Девять типов неадекватного семейного воспитания (классификация профессора А. Е. Личко в работе «Психопатии и акцентуации характера у подростков»): гипопротекция; доминирующая гиперпротекция; потворствующая гиперпротекция, когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.; потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания «кумира семи»; воспитание в культе болезни; эмоциональное отвержение; жестокое отношение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Но любые родительские позиции, включая позитивные, могут стать и негативным фактором воспитания, ведь все зависит от степени проявления чувства. Замкнутость, неприкаянность, озлобленность и черствость к переживаниям других обычно свидетельствуют о «недолюбленности», а эгоизм, избалованность, зазнайство и лицемерие как черты личности могут говорить о родительском «заласкивании» и чрезмерном благоговении. Лишь в семье, где царствует гармония чувств и нравственная атмосфера с эмоционально положительными проявлениями в отношении ребенка, возможно формирование адаптивной личности.

Семейная кооперация

Чего мы ожидаем и что можем получить через семью? Какими навыками и умениями необходимо обладать для комфорта в подобных взаимоотношениях? В браке в общении и взаимодействии, как правило, действуют на основе неписаных законов, не являющихся четкими. Система сотрудничества складывается постепенно, исходя из предпочтений и пониманий целей и задач совместной жизни каждым из партнеров. Это можно обозначить как семейная кооперация, то есть поведение одного организуется в ответ на требования другого. Семья – это система, связанная с человеческими эмоциями, убеждениями, переживаниями и отношениями. Если члены семьи испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, то непосредственное межличностное общение обычно отсутствует. Страх быть отвергнутым снова мешает членам семьи откровенно признаться в своих чувствах по отношению друг к другу и, соответственно, преломить ситуацию.

По разные стороны баррикад

Родители и дети могут оказаться по разные стороны баррикад в таких случаях:

– противоположные ценностные ориентации – при различиях в восприятии ситуации, статусе-престиже, в культуре, в сферах экономических, политических и социально-психологических;

– идеологические причины – отношение к системе идей, оправдывающих отношения субординации и доминирования;

– экономические причины – при наличии значительного различия в распределении ценностей, что трактуется как неравенство;

– социальные причины – наличие различных целей, связанных с желанием получить более высокое место в иерархической структуре.

Любая причина может послужить толчком для конфликта лишь при наличии определенных внешних условий. И камнем преткновения обычно служат конфликты потребностей и интересов между ребенком и взрослым. Напомним, что потребности – это жизненно необходимые блага, стимулирующие деятельность людей, а интересы – это стимулы действия, проистекающие из взаимного отношения людей друг к другу. Не стоит забывать, что начиная с трех лет, ребенок находится во власти аффектов с близкими ему людьми. Таким образом он меняет свое отношение к людям и собственной личности, это является естественным и необходимым этапом его развития и превращения во Взрослого. Если родители склонны максимально удовлетворять потребности ребенка, защищая от трудностей через потакание всем прихотям, то возможно развитие болезненной обидчивости, упрямства, агрессивности и формирование завышенной самооценки.
При недостатке внимания взрослых у ребенка может развиться демонстративность – особенность, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих. Иногда ребенок может добиваться внимания через различные правонарушения: «Лучше пусть ругают, чем не замечают». Ограничения, запреты, чрезмерный родительский контроль формируют у ребенка зависимость, незащищенность и излишнюю уступчивость. К сожалению, любое неприятие индивидуальных особенностей ребенка может перерасти во взаимное эмоциональное отвержение, с безынициативностью, негибкостью и с последующими трудностями в формировании собственных семей.

Елена Живецкая, практикующий психолог-психоаналитик, семейный психолог, групповой аналитик; председатель секции психоанализа Киевского отделения УСП; организатор 1-й Киевской научно-практической Конференции по психоанализу; автор проекта «Популярно о психоанализе»


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook