Власть заигрывает с народом через голову малого и среднего бизнеса. Заигрывает не потому, что по сути больна популизмом, а потому что в ином случае социальное напряжение в Украине грозит неконтролируемым взрывом.
Популизм возник в США еще в конце XIX века и благополучно существует сейчас в каждой из современных политических систем мировых стран. Наиболее восприимчиво к нему общество, находящееся в стадии так называемого «социального беспокойства». А Украина последнего десятилетия – очень яркая иллюстрация. Согласно мнению американского социолога и социального психолога Герберта Блумера, общими чертами социального беспокойства являются: беспорядочный характер поведения (отсутствие понимаемых целей), возбужденные чувства в форме смутных предчувствий, тревог, страхов, неуверенности, рвения или повышенной агрессивности (способствуют распространению слухов и преувеличений), раздражительность и повышенная внушаемость людей. Как видим, диагноз очевидный.
Все это вовлекает власть нынешнюю – так как ну очень способствующая среда и обстановка – в «крестовый поход» против тех, кто «зарабатывает на народном здоровье». Зарабатывает кто? Малый и средний фармацевтический и аптечный бизнес. Огромная часть социально незащищенного населения Украины из-за юридической и экономической неграмотности оказывается в роли некрасовской старушки, которая ждет, что «приедет барин», увидит ее сложности и «велит» раздавать лекарственные препараты бесплатно, попутно лишив лицензий всех виноватых!
Но при подсчете «золотых гор» на фармацевтическом рынке упускается из виду его высокая насыщенность (конкурентность), низкая доля расходов среднего потребителя на медикаменты (по сравнению с западными странами), наличие большого числа убыточных компаний. То есть, малый и средний бизнес имеет кровный заработок в достаточно сложной ценовой борьбе за клиента!
А как же «фармацевтическая мафия»? Согласно мнению Владислава Ветрова («Главком»), настоящего лидера рынка интересует, в первую очередь, не возможность организовать и поддерживать работу аптечной сети, а доступ к распределению государственных средств! Вот здесь-то и оседают сверхприбыли, а вовсе не в работе обычной аптечной сети!
Но если основные финансовые потери для государства возникают именно в тендерных схемах, приближенных к власть придержащим, то почему «охота на ведьм» ведется совершенно в другой стороне – ближе к мелкому и среднему бизнесу, который пытается выжить во все ухудшающихся условиях?
Видимо, происходит «показательная порка» (как минимум – угрозы подобную порку устроить). А пока происходит «публичная казнь», карманы глазеющих будут планомерно чистить (в данном случае исчезать будут те средства в бюджете, которые действительно могли бы что-то сделать для широких масс населения). Обстановка «социального беспокойства» в Украине тому очень способствует.
Примером громкой, заметной угрозы «показательной порки» стало и заявление премьер-министра Украины Николая Азарова о том, что за завышение торговых наценок «нужно лишать лицензии немедленно». Из слов оно быстро вылилось в приказ Министерства здравоохранения Украины «О внесении изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами» от 28.02.2012 № 134.
Приказ № 134 дополнил п. 2.8. Лицензионных условий следующим пунктом: «соблюдение размеров предельных снабженческо-сбытовых надбавок и предельных торговых (розничных) надбавок, установленных Кабинетом Министров Украины. Отпуск или наличие в аптечном заведении лекарственного средства, предельная надбавка на который превышает установленную Кабинетом Министров Украины, делает невозможным выполнение лицензиатом этих Лицензионных условий».
А приказ ведь, не мудрствую лукаво, попирает правовые нормы! Согласно ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основе, в пределах полномочий и в способ, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. Согласно ст. 13 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые эти функции возложены Правительством Украины.
Соответственно, Министерство здравоохранения Украины приказом № 134 «перепрыгнуло через голову» процедуры и полномочий, нарушив указанную ст. 19 Конституции Украины. Ни к компетенции Министерства здравоохранения Украины, ни к компетенции Государственной инспекции по контролю качества Украины вопросы ценообразования не отнесены.
Но чтобы эти юридические доводы были услышаны, они должны быть переданы в Конституционный суд. Вот если найдется инициативная сторона, оформившая указанные выводы в конституционном обращении, то может быть, и будет пересмотрена законность указанного приказа (а точнее, власть вынуждена будет осуществлять регулирование цен на лекарственные препараты более изящным и юридически верным способом). Так, открытого письма Аптечной профессиональной ассоциации Украины будет мало, даже если аргументы их юридически верны.
Попробуем представить механизм лишения лицензии аптеки в подобном случае. Органом лицензирования является Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств. Ее работу регламентирует:
1. Приказ МОЗ Украины «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» № 723 от 31.10.2011 г., далее – Лицензионные условия (именно в Лицензионные условия него внесены изменения Приказом № 134).
2. Приказ МОЗ Украины «Об утверждении Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» № 724 от 31.10.2011 г., далее – Порядок контроля.
Ст. 21 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» предусмотрены основания для аннулирования лицензии; но в Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий соответствующие изменения внесены не были (на данный момент)! То есть, пользуясь Порядком контроля в действующей редакции, проверящие будут вынуждены «применять микроскоп для забивания гвоздей», использовать имеющиеся нормы, «подтягивая» их под возможность лишения лицензии. Соответственно, попытки лишить аптеку лицензии на основании несоблюдения размеров предельных снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок юридически сомнительны и могут быть оспорены в суде.
Преценденты могут создать критическую массу, из-за которой правительство будет вынуждено пересмотреть предложенный механизм контроля предельных надбавок на фармацевтическом рынке.