Украшенный красными шарами фикус, «дождики» по всему торговому залу, подарочные косметические наборы и ящик анальгетиков под рукой – и можно сказать, что украинская аптека к праздникам готова. Но что, если ежегодная традиция уже воспринимается как рутина и не создает атмосферы зимнего чуда? Тогда можно почерпнуть что-то новенькое, заглянув на огонек в новогодние аптеки других стран.
Финское хлебосольство
Интересная «фишка» финских аптек, особенно формата «у дома», – рождественский стол. Накрывают его в зоне для посетителей, где в обычное время люди сидят, ожидая своей очереди. В праздничные дни каждый желающий может найти в этом уголке термос с горячим безалкогольным напитком под названием «глег» (glögi) на основе черносмородинового сиропа. Его наливают в бумажные стаканчики, кладут туда несколько изюминок и нарезанных ломтиками миндальных орешков, помешивают и пьют.
Напиток можно закусить имбирным печеньем и конфеткой, которые разложены здесь же на тарелках. Такое угощение выбрано неслучайно и восходит корнями к давней финской традиции, когда многие бедные люди не могли позволить себе полноценный стол. А глег с орешками и печеньем хотя бы символически приобщал их к радостям Рождества. Кстати, в этом отношении финские аптеки куда гостеприимнее, чем супермаркеты, которые выкатывают такие столики лишь перед самым закрытием на Рождество, а не за несколько дней до него, как в Финляндии принято.
Как и в Украине, витрины финских аптек украшены снежинками, оленями, Санта-Клаусами на санях и прочей праздничной атрибутикой. Особое место в рождественском фольклоре занимают гномы – как правило, они есть в каждой аптеке. При входе обязательно стоит фонарик со свечой внутри. Еще одна старинная традиция: издавна считалось, что, учитывая местные холода, прохожий может замерзнуть в пути, а у фонарика он может хотя бы погреть руки.
Испанский азарт
В испанских аптеках, как и по всей стране, уже более двухсот лет практикуется особая рождественская лотерея. Причем родина фламенко и корриды стоит у истоков этой разновидности праздничных акций: испанская рождественская лотерея является второй самой старой постоянной лотереей в мире. Закупают билеты вскладчину целыми аптечными сетями, на весь коллектив. После чего распространяют в виде долей как между работниками, так и среди случайных покупателей и прохожих. Интересно, что игроки, которым не повезло, обычно комментируют результаты, отмечая что «самое важное в жизни – это здоровье, а потом уже деньги».
В оформлении аптечных витрин в это время года можно встретить белены – миниатюры, изображающие рождение Христа. Неудивительно, ведь в этой стране большая часть населения – католики. Такие украшения сразу привлекают внимание к аптеке. Кроме того, в фармамаркетах, как и по всей Испании, можно купить цветок пуансетию, которая является символом и обязательным атрибутом Рождества.
Кофе по-ирландски
В стране леприконов и виски во время зимних праздников в аптеках популярны скидочные акции на безрецептурные препараты и сопутствующие товары. Тем более повод имеется – глобальная предновогодняя распродажа, которая начинается утром 26 декабря и заканчивается в середине января. Вообще, альтруизм в это время года на Изумрудном острове в тренде. Плюсы такого подхода очевидны: добрые дела на Рождество создают волшебную атмосферу в аптеке, способствуют сплочению коллектива и повышают лояльность клиента. Кроме того, бескорыстные акции удерживают клиента дольше в торговом зале, благодаря чему он в итоге выбирает больше товаров. Например, интересная идея одного из ирландских владельцев аптек – утренний кофе для клиентов в постпраздничные дни.
Вход в ирландскую аптеку по традиции украшают венками из остролиста, также в рождественском оформлении обязательно присутствует омела.
Американская история
В США аптеки мало чем отличаются от супермаркетов, и это дает им возможность использовать в новогодние праздники все маркетинговые ходы, применимые в ритейле.
В американских аптеках, особенно в мегаполисах вроде Нью-Йорка, круглосуточно звучат рождественские синглы, среди которых лидерство держит, конечно же, Jingle Bells. Кстати, маркетологи уже много лет говорят о пользе аудиоряда для увеличения продаж, однако в Украине этот инструмент все еще мало используется. Пример аптек США показывает, что работает он вполне успешно, особенно для создания благодушного настроения у посетителей аптек в праздничные дни.
Рождественское украшение аптечных витрин в стране возведено в ранг искусства. Нередко оригинальные и яркие композиции настолько поражают воображение, что прохожие надолго останавливаются, чтобы рассмотреть их получше. И даже если не заходят, повышается узнаваемость бренда. Рождественский ассортимент в местных аптеках бесконечен. Как говорят сами американцы, если вам срочно нужно найти какой-то предмет, вы наверняка купите его в аптеке. Например, елочные шары, дрель или даже имбирные пряники. Правда, на съедобный товар в аптеках большая наценка, но ведь и позиции специфические, для тех, кому нужно «срочно».
Идея от американских коллег: подробное описание к каждому товару из праздничного ассортимента. Так, какого-нибудь веселого снеговичка сопровождает объяснение, для чего он может послужить, как его лучше закрепить и какого ухода требует игрушка. То есть в аптеке человек видит не просто ценники, а маленькие истории о каждой позиции.
Французский шарм
На родине парфюма и высокой моды аптеки украшают с большим вкусом. На витрине вместо традиционных для нас елочек помещают ясли-макет с младенцем Иисусом. А «главные ясли страны» устанавливаются в Париже на площади перед мэрией. Над входом в аптеку вешают омелу – считается, что она принесет удачу и процветание в новом году. Интересная особенность во французском рождественском декоре аптек – живые цветы. Они могут стоять большими охапками в вазах, или это один цветок на весь торговый зал, но идея свежая и изящная, создающая атмосферу бутика.
Кстати, в праздничном ассортименте среди сопутствующих товаров обязательно есть рождественские открытки: обмениваться ими – давняя традиция французов.
Британское свечение
Витрины аптек в Великобритании обязательно украшают «вечной зеленью» – остролистом или плющом. Здесь есть целые витрины-гондолы, на которых представлены декоративные и ароматические свечи на любой вкус. Такое внимание к этому виду товара оправдано: по традиции, на Рождество все окна домов освещаются именно свечами, поэтому среди местных жителей канун Рождества называют «ночью свечей».
Новогодние аптеки Великобритании делают упор на ассортимент. Предлагается огромное количество подарочных наборов и специальные рождественские предложения по сниженным ценам. Чтобы не отвлекать фармацевтов в суетливые предпраздничные дни от их основных обязанностей и не тратиться на дополнительное обучение, руководство аптечных сетей заключает договоры с производителями косметики, чтобы каждая компания выделяла в это время года своих консультантов. Таким образом, клиенты аптеки максимально охвачены вниманием персонала без дополнительных затрат со стороны сети.
Когда часы двенадцать бьют
Можно сказать, что праздничное время европейские и американские аптеки используют с максимальной пользой, нередко проявляют креатив, который отлично вписывается в народные традиции. Многие рождественские решения направлены на демонстрацию внимания к посетителю, стремления его порадовать в рождественские дни, даже если он ничего и не купит и зашел просто так. Конечно, все это повышает лояльность клиентов.
Но самое главное, что объединяет Рождество и Новый Год в развитых странах, – это семейные праздники. В час икс все аптеки Финляндии, Ирландии, Франции, Испании, Великобритании и других стран дружно закрываются, чтобы аптечные работники могли отметить главный день в году в кругу родных и близких людей.
Пресс-служба редакции журнала «Рецепты аптечных продаж»