Сьогодні:26 October, 2021
мифы о короновирусе

Лечебный соловей от коронавируса и маска в подарок

В переходе харьковского метро мужчина продает свистульки – и не простые, волшебные! Заполняет их особым зельем из пластиковых бутылок и выставляет в рядок на картонном ящике с громкой рекламой «Лечебный соловей STOP коронавирус». Заодно и акцию проводит: медицинские маски всего по 2 грн! Ничего не напоминает? И легко представляются ваши глаза, дорогие провизоры, когда вы восклицаете: «Так это же… Да вот же… К нам такие, со свистульками, толпами приходят каждый день!» Учитывая глобальность тренда, предприимчиво подхваченного бизнесменом из перехода, есть смысл разобраться в том, как сегодня работать в аптеке, если все лекарственные средства мира внезапно стали лечить одну-единственную болезнь.

Реакции и интерпретации

Что же произошло?

А произошла реакция рынка на текущую ситуацию. На гребне волны – он один. Любой чих – повод сделать тест. Весь мир прислушивается к ощущениям: пропал вкус или нет? Чувствую запах? И что там с осложнениями? Но главный вопрос: чем лечиться?

Пока на него ответа не нашли. И с этого хочется начать разговор о свистульках и не только.

Мы знаем, что есть вакцины как превентивная мера. Мы знаем, что есть общеизвестные методы профилактики – маски, антисептики, социальная дистанция. По-прежнему помогают, чем могут, симптоматические средства от простуды, актуальны витамины D и C, цинк и в какой-то мере противовирусные – по крайней мере, они есть в протоколах лечения ковида. Более сложные случаи лечатся по схеме, изложенной в рекомендациях Минздрава Украины, которые периодически обновляются.

Пока это все, что есть в нашем лекарственном арсенале.

Но произошло неизбежное. Производители начали подстраиваться под ключевой запрос. Почва для этого благодатная. Потому что:

  1. COVID-19 доказал свою опасность, много смертельных случаев – и не где-то там, в ЕС или Китае, а здесь, среди наших знакомых, коллег, друзей. Заболеваемость в Украине по-прежнему очень высокая. И паника из ажиотажной, как было в прошлом году, перешла в стадию хронической. Этакая ленивая спокойная паника, когда все в ужасе, но уже привыкли. Что ее отличает от НЕпаники, так это готовность приобретать все, что угодно, с пометкой STOP ковид, не вникая в детали.

    Делать любые анализы, пить какие угодно таблетки и надеяться на чудо. В таком состоянии человека проще убедить что-то купить.

  2. Чудесным рычагом убеждения является также отсутствие доказательной базы по лечению ковида. Потому что доказательная база, которой два года, – это не база. Можно возразить, что короткие сроки научных исследований перекрываются значительными средствами, выделяемыми сегодня на борьбу с коронавирусом, а также массовостью применения. Но последний аргумент относится только к вакцинам: вот их действительно применяют массово, и как мы видим в новостях, не все с ними просто. Потому что вот так мало мы пока знаем о вирусе, несмотря на многочисленные научные публикации.удивление
  3. Отсутствие научного фундамента – не единственная причина, по которой посетителя аптеки сегодня легко убедить в покупке чего угодно «от коронавируса». Есть еще и отсутствие опыта применения лекарственных средств. Потому что ни мама нашего клиента, ни бабушка, ни прадедушка коронавирусом не болели. Посетитель аптеки не может отмахнуться от советов провизора: «Калины наколочу, и само пройдет». Он вынужден доверять. Тем, кто, как и он, знаком с коронавирусом приблизительно с весны 2020 года. Выбора нет. Возражений в духе: «Пробовал – не помогло» или «Я от ковида всегда беру другой препарат» тоже нет. Люди по-прежнему растеряны и ничего не понимают. И надеются на то, что понимает аптечный работник. Потому что коронавирус – это очень страшно, и болеть им совсем не хочется. Легкую форму никто не гарантировал даже тем, кто не входит в группу риска.

    Итак, страх, недостаточная доказательная база, отсутствие личного опыта успешного лечения с помощью тех или иных препаратов – вот и подсказки, которые часто используются сегодня при промоции лекарственного средства.

    Если нет четкого понимания, как работает вирусная инфекция, и каковы ее отдаленные последствия, можно строить предположения. Можно опираться на пару-тройку свежих публикаций, которые позволяют посмотреть на коронавирус под новым углом. Например, как на системное сосудистое заболевание. Или как на аутоимунное. Или иначе, ведь любая теория сейчас имеет смысл, пока не доказано обратное.

    онлайн покупка

Что это дает производителю?

Возможность ребрендинга своего препарата или создания дополнительного позиционирования. И даже делать ничего не нужно: препарат тот же самый, только добавляем к рекомендациям магическую строку: «Для профилактики COVID-19». Или, что особенно актуально в последнее время: «Для предупреждения осложнений коронавируса». И это логично: в принципе, на ковид все уже посмотрели вблизи, и мы можем рассказать, как он протекает, какие сценарии возможны. А вот последствия этой вирусной инфекции – по-прежнему вопрос дискуссионный и загадочный. То самое окно возможностей, в котором паника не спадает, а, напротив, растет.

Возможности ниши

Они почти бескрайние.
Во-первых, сам ковидный пакет может включать всю противопростудную группу, ведь заболевание нередко начинается, как обычное ОРВИ. Также здесь нашли себе место противовирусные и антибиотики.

таблетки

Во-вторых, к осложнениям от перенесенного ковида относится множество симптомов и синдромов. В том числе со стороны сердечно-сосудистой, бронхолегочной, иммунной систем. Известен и такой термин, как постковидная астения.

А еще профилактика! Все диетические добавки, витаминные комплексы, чаи…

И вот здесь проходит тончайшая грань между «возможно» и «а нужно ли?»

Грань, на которой нужно удержаться провизору.

Потому что негоже сотруднику здравоохранения продавать свистульки от ковида.

Потому что бонус бонусом, а вам с этими посетителями еще жить – точнее работать.

И как мы знаем, они сегодня очень быстро меняют аптеку, если их что-то не устроило. Исключение: ваша аптека расположена на вокзале или в другом проходном месте. Но таких все же меньшинство. Аптечным рынком по-прежнему правит лояльный клиент.

И теперь посмотрим, чего от нас хотят фармацевтические компании, и в какой мере стоит идти им навстречу.

Миссия: спасти человечество

А хотят они одного: чтобы их препарат попал на ковидную полку. Чтобы он стал выбором той самой тихой, но вполне финансово осязаемой паники.

покупатель в аптеке

Поэтому многие хорошо знакомые нам лекарственные средства в один момент сменили позиционирование. Но упаковка другая – а содержание то же. И важно задать себе вопросы:

• Я действительно могу говорить о том, что спрей от боли в горле на растительной основе помогает при ковиде?

• Я правда могу утверждать, что противовирусное, в показаниях которого грипп А и В и больше ничего, хороший выбор при ковиде?

• Я уверен(а) в том, что диетическая добавка с чесноком поможет избежать посткоронавирусного тромбоза, а легкое седативное на основе корня валерианы уменьшит проявления постковидной астении / неврастении?

И ладно – диетические добавки и травяные сборы. Но ситуация приобретает все больший размах. Потому что сегодня уже можно встретить рекламу серьезных препаратов для лечения сердца и сосудов, которые рекомендуются в качестве «безобидной» профилактики постковидных осложнений. И неважно, что в показаниях – инсульт, инфаркт и ИБС.

С другой стороны, и с диетическими добавками не все так просто, когда они выступают как альтернатива антибиотикам, например. Или как панацея при оксидативном стрессе.

Может быть, где-то пора остановиться?

Да, сегодня в тренде – прямые агрессивные продажи, как в туманных ныне 90-х. Нужно ковать железо быстро, ведь ситуация постоянно меняется. Но…

Ковид – это не простуда. Последствия бывают разными. И не стоит брать на себя ответственность за некомпетентную рекомендацию. Не стоит опираться на данные, в которых мы не до конца уверены.

Да, где-то могла выйти статья одного кандидата или даже доктора наук. Но все же важно сохранять холодную голову. Мы можем заменить препарат идентичным. Можем посоветовать что-то дополнительно. Или сказать: «Если вас беспокоит боль в горле, вот этот спрей поможет облегчить», не упоминая всем знакомый диагноз всуе.

Но мы не можем торговать лечебным соловьем. Потому что речь идет о жизнях людей, не говоря уже о нашей репутации.

Этичные принципы продаж никто не отменял. На них и стоит держать курс профессионалу, когда весь мир сходит с ума.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook