Сьогодні:24 October, 2020

Древняя Индия. Наука жизни

В VI в. до н. э. Индия вступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития, который продолжался почти двенадцать столетий и который историки назвали «классическим». К началу нашей эры сложилась настолько высокоразвитая система медицинских знаний, что некоторые из ее направлений европейцы смогли постичь лишь в XVIII–XIX вв., а некоторые и по сей день остаются для нас загадкой.

Великие врачеватели Древней Индии

Индийские тексты повествуют об успехах легендарных врачей древности. Одним из самых знаменитых был Дживака, увековеченный в писаниях как врач, лечивший молодого Будду. Согласно преданию, он учился в Таксиле – городе на северо-западе Индии, известном своей медицинской школой. На экзамене он получил задание: обследовать местность вокруг города и определить, какие из трав не имеют лечебных свойств. После долгих опытов Дживака пришел к выводу, что таких трав не существует. Буддийская литература содержит множество рассказов о его удивительном искусстве. Ему приписывали почти все достижения индийской хирургии и фармакологии.

Разнообразные лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев, – человек, знающий силу молитв – пророк, знающий же свойства ртути – бог», – учит старинная индийская поговорка. Уже в ведических текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая готовилась из металлической ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее соединений в алхимических превращениях говорит средневековое название индийской алхимии – «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах, где подробно описывалась «расашала» – помещение для химических опытов и приготовления лекарств. Просторную лабораторию, снабженную раковинами, разнообразной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями для промывания составов, надувными мехами для горна и многим другим, украшали многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть, предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали от примесей, «лечили» с помощью лекарственных трав – алоэ, лимона и красной горчицы. Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках аюрведической письменности: «Чарака-самхита» (I–II вв. н. э.) и «Сушрутасамхита» (IV в. н. э.). Эти трактаты содержали как собственные наблюдения, так и множество комментариев к медицинским сведениям из Вед. Индийское слово «самхита» означает не только «сочинение», но и «комментарий».

Сведения об одном из древнейших философских учений Индии – йоге – были собраны в III в. до н. э. индийским мудрецом Патанджали в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и физических упражнений изложены в виде кратких изречений – сутр. Одна из 18 разновидностей йоги – «Хатха-йога» (система тренировки тела и разума с целью сохранения здоровья) широко известна за пределами Индии и в наши дни.

Первый трактат принадлежит выдающемуся врачу своего времени – Чараке. Его авторитет у современников был настолько высок, что многие считали его инкарнацией одного из аватаров бога Вишны. Интересно, что некоторые современные историки идентифицируют его с Патанджали – основателем йоги и составителем знаменитой «Йога-сутры», которому также приписывалось божественное происхождение. «Чарака-самхита» посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Текст построен в виде диалога Пунарвасу Атрейи и его ученика Агнивеши, и состоит из восьми разделов. Первый содержит общие определения, описание обязанностей врача, классификацию вкусов; качества, полезные свойства и рекомендации по употреблению продуктов (злаков, бобовых, молочных продуктов, мяса, овощей, фруктов, алкогольных напитков). Второй описывает симптомы восьми главных болезней, среди которых названы чума, оспа, малярия, холера.
Третий и четвертый содержат сведения о патологии и медицинском исследовании, данные по эмбриологии и анатомии. Пятый посвящен постановке диагноза и прогнозам. Шестой рассказывает о лечении отдельных болезней. А два последних посвящены общей терапии и свойствам различных лекарственных средств, среди которых можно встретить и эликсиры против старческого одряхления, и средства, повышающие половую активность, и мази для упругости груди. Большое внимание в этом сочинении уделяется диагностике. Тактика лечения в Древней Индии определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врач учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, условия жизни, привычки, профессию больного, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память и пульс. «Чарака-самхита» упоминает и о случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов. Этот «метод провокации» использует и современная медицина.

Чарака вошел в историю медицины не только как врач, но и как один из первых в истории фармацевтов. По фармакологическому действию он разделил лекарства на возбуждающие, извергающие, охлаждающие и противоядия (в частности от укусов змей).
Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач – Сушрута. Его имя традиция связывает с медицинской школой в Бенаресе, выпускавшей врачей и хирургов. После ее окончания он всю жизнь преподавал и практиковал в этом городе. Медицинские сведения в его трактате составляют шесть разделов, первый из которых посвящен хирургии. В остальных изложены сведения по анатомии и терапии, о лечении глазных болезней, ядах и противоядиях. Сушрута написал о 80 видах ядовитых змей и трех видах противоядий: воде, рвотных и слабительных средствах, а также о необходимости немедленно перетянуть укушенную часть тела выше раны. Практиковалось также высасывание, причем между губами и раной прокладывали кусок рыбьего пузыря. Еще в начале XVIII в. английские путешественники отмечали, что выжить после укуса змеи можно лишь обратившись к местному врачу.

Первая из наук

Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл ее «первой и лучшей из всех медицинских наук». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.
Индийские хирурги умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом; останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали вытяжения, неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей. Операции производили с обезболиванием, применяя для этой цели опий, белену, гашиш, вино, индийскую коноплю. При проведении больших операций использовали черных муравьев, которые намертво прикусывали края ран. Так достигалось не только сближение краев раны, но и ее обеззараживание с помощью муравьиной кислоты. Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда, в ходу были и косметические операции по подтяжке лица и изменению формы носа. В этой области хирургия Индии намного опережала европейские страны вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики – восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийский метод»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне.

Наставление Сушруты для ухода за зубами: «Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветки дерева <...>, которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. В зависимости от времени года и темперамента человека, выбирают дерево кислого, горького или вяжущего вкуса. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая мед, растительные масла и ряд ароматических ингредиентов».

«Драгоценные вещи»

В трактатах «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита» большое значение придается врачебной этике. Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из которых был врач. Его положение в обществе было очень высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство <...> Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями [основными из которых считались диагностика, знание лекарственных средств и умение их приготовить. – Ред.], не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом». Все медицинские трактаты Индии постоянно подчеркивают, что настоящий врач, кроме хорошего знания теории и практики, должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. А долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: «Врач, который желает иметь успех в практике, должен быть здоров, опрятен, скромен, терпелив, носить коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходить из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности – избегать болтовни». В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны – сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья.

Использованная литература:
1. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб. пособ. : в 2 ч. Ч. 2 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. – М. : Высшая школа, 1980. – 258 с.
2. Авдиев В. И. История Древнего Востока. – 4-е изд., перераб. – М. : Высшая школа, 2002. – 624 c.
3. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – С.Пб. : Наука, 1991. – 178 с.
4. Сорокина Т. С. История медицины. – 9-е изд. – М. : Издательский Центр «Академия», 2009. – 560 c.

Подготовила Мария БЕЛИК


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook