Древняя Греция – колыбель Европы (часть 2)

Асклепейоны

Cвятилище Асклепия в Эпидавре современники почитали самым величественным и прекрасным. Его центральным сооружением был храм Асклепия (IV в. до н. э.). На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос – одно из архитектурных чудес древнего мира, воздвигнутое в V в. до н. э. Поликлетом Младшим. Три бассейна в подземелье храма наполнялись водой из священного источника. Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща с целебным воздухом были обязательными условиями при выборе греками мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств. Святилище в Эпидавре было оснащено баней, гимнасием и стадионом (для занятий спортом). Также работали библиотека и театр, один из самых больших и красивых во всей Греции. Характерной чертой древнегреческой культуры в целом было большое внимание к физическим упражнениям, закаливанию и личной гигиене. На вазах сохранились художественные изображения ухода за телом: обливаний, растираний, массажа и т. д. В садах возвышались многочисленные скульптуры, изображавшие богов и спортсменов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления. При раскопках в Эпидавре найдены в большом количестве изображения исцеленных частей тела (вотивы). Сделанные из мрамора, золота, серебра, они приносились в храм в уплату за услуги. Это мраморные руки и ноги, серебряные сердца, золотые глаза и уши. По ним мы можем узнать не только о недугах, с которыми обращались в храмы, но и об уровне анатомических знаний древних греков. В целом святилища Асклепия не были больницами в нашем понимании, скорее санаториями, где можно было отдыхать и делать все, что пристало любому уважающему себя эллину. Нельзя там было только рожать и умирать. Религиозный ритуал исключал из священных мест все нечистое. Поэтому рожениц и неизлечимых больных, пришедших иногда из самых отдаленных мест Греции, изгоняли за пределы священной ограды. Служители асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый вошедший мылся в водах «священного» источника, после чего приносил жертву богам.

На службу в асклепейон принимали лишь тех, кто давал священную врачебную «Клятву» (они существовали и до Гиппократа, причем в каждом святилище или светской школе были свои) и приобщался к братству асклепиадов. Лечение в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными способами были: лекарственное врачевание травами, водолечение, гимнастические упражнения. Наряду с ними существовал ритуал Еnkoimesis (который часто неправильно переводится как «инкубация» или «инкубационный сон») – кульминация обряда священного врачевания. Проводился он в длинных крытых галереях вдоль стен храма, куда никто не мог войти без специального разрешения. Там больных вводили в состояние «искусственного сна» (экстаза или гипноза), обычно с применением наркотиков (сжигание на жертвенниках конопли, употребление перед ритуалом или во время него маковых отваров) и методов психологического воздействия. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога или его священной змеи. Во время ритуала проводились и хирургические операции (в Эпидавре и других храмах найдено множество хирургических инструментов). Очень скоро Enkoimesis приобрел широкую популярность. Он привлекал множество пациентов и приносил колоссальные доходы асклепейонам.

Впрочем, в просвещенных кругах Греции к нему относились весьма критически. Так, в комедии Аристофана «Плутос», написанной в 388 году до н. э., красноречиво рассказывается о многочисленных разочарованиях по поводу такого лечения. В Древней Греции не существовало резкой границы между светской медициной и врачеванием в храмах. В храмы часто приглашали врачей из ведущих медицинских школ в качестве «консультантов», иногда даже воздвигали памятники знаменитым светским врачевателям.

Врачебные школы

Светская медицина и фармация в Древней Греции долгое время оставались семейными традициями. Врачи практиковали в городах, войсках, служили при правителях или странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города в другой. Во многих городах на общественных началах устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Ко времени максимального расцвета полисной культуры, к началу классического периода (V–IV вв. до н. э.), рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников – не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые располагались главным образом за пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в ее заморских колониях. Из ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Но сведения о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская и косская (о. Кос) школы прославили древнегреческую медицину.

Кротонская школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н. э. Ее основные достижения сформулированы в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей; 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т. п., господство же одной из них есть причина болезни; 3) противоположное излечивается противоположным («contraria contrariis curantur» – тезис, часто ошибочно приписываемый Гиппократу). Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врачеватель Алкмеон из Кротона (VI–V вв. до н. э.) – «муж, искусный в естествознании, первый дерзнувший приступить к разрезыванию тел [животных]» (Халкидий). Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания (после египтян, но до Аристофана) и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи.

Книдская школа стала главным предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь): здоровье представлялось как результат их благоприятного смешения, и, наоборот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. Позднее на основе древнегреческого учения о соках организма сформировалась гуморальная (от лат. humores – жидкости) теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине до XIX в., в течение двух тысячелетий. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней (симптомах) и диагностике (метод выслушивания, которым пользовался Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (V в. до н. э.).

Сицилийская школа была основана в V в. до н. э. Эмпедоклом из Акраганта (около 495–435 гг. до н. э.) и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля. Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла. Он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование чего была отлита монета. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская школа – главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н. э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Наброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедления откликнулись, и их силами эпидемия была прекращена. Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (его physis). Болезнь в их понимании – не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую считали «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «Первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики <...> нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни <...> есть мозг». Отсюда и излечение – не божественное «снисхождение», а результат человеческого знания, обретенного в результате предшествующего опыта. Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине). Расцвет косской врачебной школы неразрывно связан с именем Гиппократа, его учению будет посвящена наша следующая статья.

Апотеки и фармакопы

Разделения медицины и фармации в Древней Греции еще не существовало, не было и аптек в современном понимании этого слова. Каждый врач хранил в специально отведенном для этого помещении (кладовой, амбаре) имеющееся у него лекарственное сырье. Там же, обычно с помощью рабов, готовили и лекарства. Такие кладовые назывались «апотека». Позже так стали именовать большие склады с лекарственным сырьем и препаратами. Однако некое подобие аптек и фармацевтов уже существовало. Была, к примеру, такая специальность, как ризотомы – знатоки и собиратели лекарственных растений и кореньев, часто они готовили отвары и мази по заказам врачей. Предшественники провизоров, фармакопы, продавали лекарства и косметические средства, консультировали больных на дому или в ятрейях (частные лечебницы светских врачей). К ним приходили преимущественно с легкими недугами, чтобы сразу получить лекарство. Для устранения боли и остановки кровотечения при лечении поверхностных, ушибленных, проникающих ран применялись вещества в порошкообразном виде – присыпки. При этом внутрь в качестве укрепляющего давали напиток. Готовили и применяли как порошки, так и жидкие лекарственные формы: похлебки с приправой, припарки, супы, мед с водой и уксусом (оксимель), мед в муке (мелократ) и др. Существовали также мягкие лекарственные формы, глазные мази и капли. Отвары лекарственных растений в воде и сгущенные соки, масла, мед использовались как лекарственные препараты. Важную роль в терапии многих врачей играл ячменный отвар. Активно использовались лечебные свойства некоторых ядовитых грибов.

Использованная литература:
1. Белох Ю. Греческая история : В 2 т. – М., 2009. – Т. 1. – 480 с.
2. Сорокина Т. С. История медицины. – 9-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 560 c.
3. Семенченко В. Ф. История фармации. – Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ», 2003. – 640 с.
4. История Древней Греции / под ред. В. И. Авдива и др. – М. : Высшая школа, 1972. – 424 с.
Полный список литературы находится в редакции.

Подготовила Мария БЕЛИК


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/