Бразильские страсти: НДС на лекарственные средства и медицинские изделия

Тема НДС на лекарственные средства и медицинские изделия не в моде, а диктует моду. По социальной значимости, объему возникающих вопросов, количеству суетных движений (вместо четкого и последовательного курса) тема эта хотя и не дотягивает до ситуации в Крыму, однако, является не менее актуальной для фармацевтов, аптечных сетей и потребителей.

27 марта 2014 года был принят Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» № 1166-VII (Закон № 1166). Принят закон быстро и, возможно, даже поспешно. Уже до его принятия начались обсуждения массы возникающих вопросов.
Момент для внедрения НДС на лекарственные средства и медицинские изделия не самый удобный. При существенном изменении курса доллара США к украинской гривне неопределенностью в части получения Украиной от МВФ помощи (уже обещанной на апрель 2014 г.), а также с учетом того, что значимая часть препаратов является импортом, введение НДС дополнительно расшатывает и без того раздутые ценовые рамки.
Как было указано в предыдущем номере дайджеста «Рецепты аптечных продаж», механизм введения НДС на импорт медикаментов, возможно, несет в себе рациональное зерно, но вот момент его внедрения выбран не очень верно. А впрочем, выбирали ли момент для внедрения подобного механизма?! Думаю, нет. Реагировали быстро, скорее всего, в спешке. 03.04.2014 г. после шума и обсуждений положений Закона № 1166 появилось сообщение Минфина Украины от 03.04.2014 г., согласно которому техническая ошибка, допущенная во время подготовки Закона № 1166, будет исправлена в ближайшее время посредством подготовки соответствующего законопроекта.
19.04.2014 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» № 1200 – VII (Закон № 1200). Закон брался как стратегически важная военная «высота» – с нескольких заходов. И все же закон принят и вступил в силу. Согласитесь, формат очень узнаваем и привычен за последние годы. Во-первых, принимается нормативноправовой акт со спорной основой. Во-вторых, вокруг него (или по некоторым положениям акта) начинают ломаться копья, накаляется градус общественной реакции, поступают явно негативные оценки. В-третьих, принимаются уточнения, которыми вносятся корректировки к ранее изданному нормативно-правовому акту.

Пунктом 5 раздела I указанного Закона № 1200 по результату введена ставка в 7 % (пп. «в» п. 193.1 ст. 193 НКУ) по следующим операциям:

1. снабжение на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий за перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины;

2. снабжение на таможенной территории Украины и ввоз на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования, разрешенных для применения в пределах клинических испытаний, разрешение на проведение которых предоставлено центральным органом исполнительной власти, обеспечивающую формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Частью 2 раздела III Закона № 1200 указано, что с 1 апреля 2014 года до 1 июня 2014 года к плательщикам НДС, которые применяют ставку 7 % к операциям по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения, не применяются требования нормативно-правовых актов относительно отражения в кассовом чеке сведений: о коде ставки налога на добавленную стоимость за единицей товара; общей суммы налога на добавленную стоимость за каждой позицией (группой товаров); общей суммы средств, которая подлежит уплате покупателем, с учетом налога на добавленную стоимость. Замечу, что предложенным правом на переходной период пользуются не все: ряд аптек уже адаптировался к требованиям, и в чеках появились те самые строки: «ПДВ – 7.00 %».

Другие положения Закона № 1200 не менее интересны (введение обязательного обнародования списка плательщиков НДС, получающих бюджетное возмещение; перенос повышения ставок акцизного налога на спирт/алкогольные напитки с 1 сентября 2014 года на 1 июля 2014 года; отсрочка налогообложения процентов по депозитам до 1 июля 2014 года; перенос повышения ставок акцизного налога на спирт и алкогольные напитки с 1 сентября 2014 года на 1 июля 2014 года; иное), но не касаются рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Поэтому остались в прошлом жаркие обсуждения того, облагается ли НДС ввоз препаратов; не реализовалась схема, по которой облагалась НДС первая поставка, но освобождались – вторая и все последующие. Утвержденный окончательный текст подтвердил худшие опасения для многих: облагается НДС вся цепочка. После принятия Закона № 1200 возникло много практических вопросов: нужно ли начислять НДС 7 % на остатки, выделять ли НДС при приходе соответствующего товара, что делать с товаром, закупленным ранее, каким образом формировать налоговый кредит? А также, конечно, добавилось обязанностей у администрации и персонала аптек: проводить переоценку, перепрограммировать кассовые аппараты, иное.
Ответ на некоторые вопросы уже дали официальные органы. Рассмотрим письмо Министерства доходов и сборов Украины от 04.04.2014 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17 (Письмо № 7860). Согласно Письму № 7860, с 01.04.2014 г. лекарственные средства и изделия медицинского назначения реализуются с применением ставки НДС в 7 % независимо от того, что их приобретение осуществлялось в режиме льготного режима налогообложения. При этом согласно пп. 194.1.1 п. 194.1 ст. 194 Налогового кодекса Украины, налог определяется в размере 7 % базы налогообложения и добавляется к цене лекарственных средств.

Временно, до утверждения нового перечня изделий медицинского назначения (действующий утвержден Постановлением КМУ «Вопрос освобождения изделий медицинского назначения от налогообложения налогом на добавленную стоимость» от 8 августа в 2011 г. № 867) или до внесения изменений в действующий перечень, ставка в 7 % применяется и к изделиям, указанным в нем.

Также временно, до внесения изменений в существующие формы налоговых накладных и их утверждения, налоговые накладные в бумажном/ электронном виде на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения оформляются с учетом требований, изложенных в Письме № 7860. Формирование налогового кредита осуществляется в общем порядке, а вот порядок ведения реестров выданных и полученных налоговых накладных, вновь же таки, с учетом требований, изложенных в Письме № 7860.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook