Аптеки как канал сбыта. Что думает покупатель?

По результатам исследования Shopper Trends за 2016 год, покупатели уверены в том, что цены в магазинах увеличиваются. Учитывая темпы инфляции и макроэкономические результаты страны, – это логично.

Более того, 64 % покупателей на примере Киева действительно осведомлены о ценах на все или же на большинство товаров, которые они ежедневно покупают, в то время как всего год назад таких людей было 57 % (диаграмма 1).

br-d1

Учитывая данную информацию, можем проанализировать заявленное поведение респондентов, отношение к форматам, особенно к аптекам.

На сегодня по-прежнему важным фактором выбора магазина остается комфорт в процессе совершения покупок. Однако покупатели считают, что и сам процесс выбора места покупки товаров первой необходимости также является крайне важным, несмотря на то, что он снизился на 11 п.п., по сравнению с 2015 годом. 47 % опрошенных заявили, что при открытии нового магазина они его посещают.

Важным достижением эффективной работы с покупателем является и тот факт, что гораздо меньший процент людей (всего 15 %) считает, что все магазины одинаковы (диаграмма 2).

br-d2

По заявлению покупателей, расходы на товары повседневного спроса в 2016 году увеличились на 22 %, по сравнению с предыдущим годом.

Анализ структуры продаж непродуктовых FMCG-категорий, по данным ритейл-аудита, показывает, что большая часть продаж (58,8 %) приходится именно на персональный уход (диаграмма 3).

br-d3

Как же реагируют покупатели на рост цен на непродовольственные товары, а конкретно на товары личной гигиены? На диаграмме 4 мы видим, что покупатели готовы менять свои привычки, чтобы сэкономить бюджет. Половина людей считает, что рост цен не влияет на покупку товаров данной категории. Треть покупателей выбирает магазины с низкими ценами или же ищет скидки, четверть готова ограничиться покупкой только самого необходимого.

br-d4

По развитию каналов торговли, исходя из диаграммы 5, наблюдается постоянный рост важности современной торговли (гипер-, супер-, минимаркеты) и снижение традиционной (павильоны, киоски, открытые рынки, продуктовые магазины). Важность аптек как торговых каналов с точки зрения объемов продаж FMCG остается неизменной с 2010 года и составляет 2 %, что является наименьшим показателем из представленных форматов.

br-d5

Но если анализировать визиты покупателей, то посещаемость аптек выросла за год на 6 п.п. (диаграмма 6), что делает их более посещаемыми среди потребителей, чем магазины парфюмерии и косметики, на 4 п.п.

Однако средняя частота визита в аптеку – всего 2 раза в месяц, что оставляет нам потенциал для развития, понимая, что это в большей степени связано не с
целью покупки FMCG-категорий.

br-d6

Все еще самыми посещаемыми остаются такие форматы, как супермаркеты (15,2 раз в месяц), традиционные продуктовые магазины (9,6) и киоски (8,5).

Аптеки (2,2 раза в месяц) находятся практически на уровне с детскими магазинами (1,9) и показывают в сравнении с прошлым годом позитивную динамику (+0,2 п.п.) (диаграмма 7).

br-d7

Что же происходит с важностью канала «Аптеки КА» в сравнении с ключевой розницей КА?
Так, согласно таблице 1, доля по продажам в гривнах, как и по продажам в штуках, ключевых для канала «Аптеки КА» категорий упала. Исключением является только рост важности объемов продаж в категории «Детские напитки» (с 4,2 % до 4,3 %).

Категориями, где доля по продажам канала «Аптеки КА» от продаж КА в целом выше 10 %, являются «Молоко для детей» (11,3 %) и «Чай для детей» (13,7 %).

br-t1

В непродуктовых категориях значимость канала «Аптеки КА» значительно выше, чем в продуктовых.
Так, согласно таблице 2, доля по продажам в гривнах, как и по продажам в штуках, ключевых для канала «Аптеки КА» категорий упала. Исключением является только рост важности стоимости и объемов продаж в категории «Презервативы» (с 18,7 % до 19,8 % в деньгах и с 14 % до 14,2 % в штуках).
Категории, где доля по продажам канала «Аптеки КА» от продаж КА в целом является выше остальных, – «Урологические подгузники для взрослых» (24 %), «Средства для проблемной кожи» (21,2 %) и «Аксессуары для детей» (20 %).

br-t2

Таким образом, главной задачей минимум на сегодня для аптек является увеличение трафика и частоты визитов. Учитывая готовность посещать новые/обновленные магазины, это можно в некоторых случаях использовать как дополнительный инструмент коммуникации с покупателем. Также необходимо помнить о важности цены при выборе места покупки, но не забывать о наличии выбора в ассортименте.
Судя по аналитике продаж, потребители больше доверяют непродуктовому сегменту, это создает хорошую возможность для аптек в более широкой представленности ассортимента в этих категориях, продвижении нишевых товаров, в том числе и за счет персонализированного подхода в предложениях.

Виталий Брык,
директор стратегического развития
компании Nielsen (Украина, Беларусь)


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/