Жил человек рассеянный…

Кто из нас хоть раз в жизни не примерял на себя или своих детей приключения героя из смешного и трогательного стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»? Примеряли практически все! Но вот все ли знают, что знаменитый советский поэт Самуил Яковлевич Маршак сам был крайне рассеянным, жил на киевской улице Бассейной и однажды, когда ехал в трамвае на вокзал, задал вопрос вагоновожатому: «Нельзя ли у трамвала вокзал остановить»?

Он отправился в буфет покупать себе билет

Другим прототипом Рассеянного для Маршака послужил его знакомый, авторитетный ученый в области химии и физики профессор И.А. Каблуков. Перед посадкой в трамвай он действительно снимал галоши. Сам Маршак, зная, что не он один такой на белом свете, не очень-то страдал из-за своей рассеянности. Исаак Ньютон, Томас Эдисон, Уолт Дисней, Генри Форд, Эрнест Хемингуэй, Пикассо, Ван Гог, Сальвадор Дали, Джон Леннон и многие другие известные люди были из «рода рассеянных». И сегодня множество таких людей ездят в трамваях и метро, размечтавшись, забывая о целях поездки; работают рядом с нами, живут в наших семьях. Одних они умиляют или смешат, других – раздражают, у третьих вызывают удивление. Так кто же они – врожденные гении, способные порождать новые идеи, недостаточно воспитанные «расхлябанные» личности или люди, страдающие от болезненного синдрома ощущения своей неполноценности?

Гай Юлий Цезарь и Исаак Ньютон

В прошлом веке несобранность не считалась серьезным грехом. Однако сегодня ситуация другая: организованность и пунктуальность являются ожидаемыми качествами у каждого взрослого человека. Рассеянный не удержится долго на ответственной и высокооплачиваемой работе, не завоюет авторитет в коллективе. Почему же одни люди легко организуют свои занятия и работу, быстро включаются в дело, ничего не забывают, а другие, наоборот, долго раскачиваются, всюду опаздывают, не помнят, где лежит то, что положили пять минут назад, а тем более вчера?
Основным свойством первых является устойчивость внимания, то есть время, в течение которого человек удерживает поставленную задачу в фокусе своего внимания, а также переключаемость, или способность быстро и осмысленно перемещать этот самый фокус с одной задачи на другую. Ярким примером человека такого склада ума был римский император Гай Юлий Цезарь. Он мог одновременно читать, писать и слушать доклады, не прерывая при этом неспешной беседы со своим секретарем. На самом деле, конечно, он делал все это не в один момент времени, просто его особый дар заключался в способности очень быстро переключать внимание.
Особенность вторых может проявляться в скольжении по поверхности задачи, блуждании фокуса внимания, отвлечении на посторонние вещи, забывчивости. Достаточно вспомнить классический пример: Ньютона родные застали на кухне в тот момент, когда он держал на ладони куриное яйцо и внимательно его изучал. Рядом в кастрюльке кипела вода. И все бы ничего, если бы в ней вместо яйца не варились карманные часы!

Что мал, что стар

Современные психологи выделяют три основных вида невнимательности. Первый – это неумение концентрироваться и выполнять какое-то дело из-за поверхностного внимания и высокой отвлекаемости. Яркий пример тому – Хлестаков из «Ревизора» Н.В. Гоголя, который «не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Его мысли в каждый момент направлены на то, что оказалось перед его глазами или случайно пришло ему на память, и с легкостью, действительно необыкновенной, перескакивают с одного предмета на другой». Такая поверхностность более типична и естественна для детей. А похожие на них взрослые страдают от трудностей в организации работы и быта, ощущения своей неуспешности. Тот же вид рассеянности присущ людям старшего возраста. Недаром существует пословица: «Что мал, что стар». Причинами этого вида рассеянности бывают:
• естественная возрастная незрелость нервной системы, характерная для малышей;
• незрелость нервной системы более взрослых людей в силу индивидуальных особенностей развития и заболеваний;
• недовольство, неосознанное нежелание, сопротивление работе или учебе по психологическим причинам, которое будто уводит наше внимание и силы от поставленной задачи, разными способами саботируя ее выполнение;
• фантазийный склад мышления;
• отсутствие соответствующей привычки прилагать волевое усилие, чтоб удерживать фокус внимания на деле, пока оно не закончено. Такая рассеянность наблюдается при отсутствии тренировки, положительного примера в семье и правильной организации учебы в школе.

Эх, «шляпа»!..

Второй вид невнимательности – «профессорская» рассеянность. Классический пример описан в знаменитом романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где весь сюжет развивается на основе оплошностей и невнимательности человека в шляпе – ученого-географа Жака Паганеля. По рассеянности он выучил вместо испанского португальский язык. По ошибке попал на яхту «Дункан». В результате описки Паганеля в письме спасена жизнь всего отряда, который искал капитана Гранта. Его якобы невнимательность является, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности, но только на основном предмете своих мыслей. Поэтому при столкновении с житейскими мелочами такие люди оказываются в смешном положении. Их проблема – в слабой переключаемости внимания. О таких людях говорят: «Во время работы они не заметят, даже если бомба рядом взорвется».

Склероз замучил

Третий, наиболее распространенный вид – функциональная и возрастная рассеянность, проявляющаяся в забывчивости, неспособно – сти полностью воспринимать происходя – щее, адекватно реагировать на него и последовательно выполнять поставленную задачу из-за особого состояния организма. Типичный пример – для себя любимого человек крепит на двери записку: «Выключить свет, газ, утюг, проверить краны».

Причины этого типа рассеянности:
• изменения в организме, обусловленные переутомлением, недосыпанием, физической болезнью, опьянением, приемом некоторых лекарств (на вкладыше к ним написано: «может влиять на способность управлять автомобилем»), беременностью;
• возрастные изменения в головном мозге, связанные со старением организма;
• снижение памяти и внимания из-за особого психологического состояния: при депрессии, сильной тревоге, неврозе и др.

Загадочный СДВ

Однако не всегда рассеянность является чисто психологическим состоянием. Иногда нарушения обусловлены синдромом дефицита внимания (СДВ), который носит в основном врожденный характер и является самостоятельным неврологическим расстройством. До 2000-х гг., если родителей не сильно беспокоило развитие ребенка и жалобы учителей, то к врачу по поводу невнимательности или гиперактивности не обращались. В результате многие взрослые с СДВ даже не подозревают о том, что у них неврологическое расстройство. Поэтому необходимо обратиться к врачу – психотерапевту или неврологу. Точная постановка диагноза СДВ детям и взрослым даже задним числом может принести огромное облегчение. Для этого человека оказывается, что «я – НЕ плохой, НЕ безалаберный, НЕ лентяй, НЕ безответственный, НЕ оболтус, НЕ маша-растеряша и НЕ все прочие нелестные эпитеты, обычно используемые при таком поведении. Просто у меня СДВ. Я – хороший!». Основным способом помощи таким людям является обучение адаптации к требованиям на работе и повышение организованности на основе изучения собственных индивидуальных особенностей. Но самое главное – радуйтесь жизни! Гормоны стресса плохо сказываются на нашей памяти, а гормоны радости эндорфины – наоборот. Так что если вы оптимист и умеете находить приятное в любой мелочи, у вас намного больше шансов сохранить «трезвую память» до самой старости.

Что делать?

Учиться, учиться, и еще раз учиться… Память нуждается в постоянной тренировке. Когда человек учится чему-то, его мозг начинает развиваться – нервные клетки «отращивают» новые аксоны, между ними появляется все больше синаптических связей, толщина мозговой коры увеличивается.

Питание

Диета должна быть насыщенной и разнообразной. Не помешает пропить витаминные комплексы. Некоторые продукты, как-то: черничный сок и женьшень, ананас, рыба и орехи, лимон и лайм, мята, репчатый лук, чеснок, бобовые могут стимулировать и даже улучшать память.

Физкультура

Регулярная зарядка и ежедневные пешие прогулки по 20-40 мин улучшают кровообращение и память, повышают выработку дофаминов – своеобразных передатчиков информации между клетками мозга.

Освещение

Яркий свет стимулирует работу мозга и повышает способность к концентрации и запоминанию. С помощью контролируемой светотерапии врачи лечат нарушения сна и заново устанавливают сбившиеся биоритмы больных.

Максим КАПЕЛЮХ


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/