Закупки лекарственных средств через международные организации: закон принят. Что дальше?

20.04.2015 года ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки)» был подписан Президентом Украины П. Порошенко.

На первое полугодие 2015 года МЗ Украины запланировано внести соответствующие изменения в нормативные акты, регулирующие госзакупки, и соглашения с международными организациями. В указанные выше сроки должны быть разработаны и предоставлены на рассмотрение КМ Украины проекты ЗУ «О внесении изменений в ЗУ “Об осуществлении государственных закупок”» и Бюджетного кодекса Украины. Дополнительно должны быть разработаны проекты ЗУ о внедрении механизма бесплатной передачи ЛС и медицинских изделий согласно процедуре госзакупки; нормативно-правовой акт, которым будет определен перечень ЛС и ИМН, к которым будет применяться процедура госзакупки через международные организации; предоставлены предложения о внедрении электронных торгов; внесены изменения в соответствующие международные соглашения. Уже в течение второго полугодия 2015 года запланировано заключение договоров с международными организациями системы ООН (и др.) и прямых долгосрочных договоров с производителями ЛС.

Основная интрига по состоянию на май 2015 года – что будет входить в перечень ЛС и медицинских изделий, государственная закупка которых будет проводиться с использованием международных организаций? Видимо, какието незаметные пока возможности влияния откроются и в процессе реализации госзакупок через публичные электронные процедуры, но здесь вряд ли возникнут неожиданные решения. 05.05.2015 года Президент Украины также подписал ЗУ «О внесении изменения в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения некоторых лекарственных средств и медицинских изделий». Закон освобождает от НДС операции (первую поставку) по ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств и медицинских изделий. Однако оценку эффективности данного Закона, его влияния на уровень цен и позиции импортеров следует давать именно в связке с Законом, указанным в начале статьи. А это – вопрос ближайших 3-6 месяцев. В этом Законе все вновь упирается в тот же перечень ЛС и медицинских изделий, который еще предстоит подготовить и согласовать. Кроме того, Законом предусмотрено, что льготный режим налогообложения будет действовать временно, до 31.03.2019 года. Если же принять к сведению политическую конъюнктуру на фармрынке Украины, то нет гарантий, что и этот срок введенная норма пройдет полностью и без существенных изменений… В целом конец весны 2015 года проходит спокойно. Нормативная работа движется в русле заявленных и озвученных ранее инициатив МЗ Украины и Правительства, точка приложения усилий сместилась из норм на кадровые и организационные (особенно для МЗ Украины) вопросы. Например, с 06.05.2015 года объявлен открытый набор кандидатов на должность главы Государственной службы Украины по лекарственным средствам. Предыдущий глава, М. Пасечник, по соглашению сторон ушел с должности главы Гослекслужбы Украины 04.03.2015 года.
Несмотря на то, что М. Пасечник пришел к должности на волне революционных событий, с достаточным уровнем компетенции и без «темных» пятен в биографии, против него сыграл ряд факторов: кадровая «неизменность» вверенной ему службы, «кодеиновый» скандал (идеальный для компрометирования кого-либо) и обвинения в сопричастности интересам ряда производителей.
С последним как раз и связывают усиление позиций национальных производителей ЛС в последнее время (так как причины этого не только в патриотизме и высоком качестве «родной» продукции, но и в «придерживании» деятельности иностранных компаний). Наметилась тенденция, когда во исполнение социальных запросов Правительство Украины пытается приводить в «хлебные» места профессионалов, минимально подверженных влиянию извне. Однако фармбизнес, действующий в связке с рядом ключевых лиц в правительстве, в свою очередь, пытается не растерять возможностей для влияния. Все вместе ведет к «измельчанию» схем, более корректным и менее заметным влияниям на рынок через МЗ и Гослекслужбу Украины в частности. Сдача поста М. Пасечника свидетельствует, что уже недостаточно «не совершать явных ошибок» и действовать «как было». Необходимы социально заметные и последовательные действия по реформированию вверенных зон ответственности, и неявное и осторожное балансирование между интересами «групп влияния». В ближайшей перспективе (до конца 2015 года) деятельность МЗ Украины будет направлена на комплексные и долговременные действия по реорганизации системы МЗ Украины с обширным перечнем планов. Имеют отношение эти действия и к фармацевтическому рынку. Планами МЗ Украины предусмотрена дерегуляция фармацевтического рынка Украины и осуществление рациональной фармацевтической политики, результатами чего будут нормативные акты (часть из них еще только предстоит разработать и предоставить на рассмотрение КМ Украины) следующего содержания:

а) признание (упрощение) регистрации ЛС и ИМН, изготовленных в ЕС, США, Канаде, Австралии, Японии (ориентировочно – I полугодие 2015 г.);

б) постановление о внедрении системы реимбурсации ЛС (ориентировочно – II полугодие 2015 г.);

в) внесение изменений в ст. 9 ЗУ «О лекарственных средствах» (ориентировочно – I полугодие 2015 г.);

г) внесение изменений в Постановление КМ Украины «О порядке государственной регистрации (перерегистрации) ЛС и размерах сбора за их государственную регистрацию (перерегистрацию)», а также – в Порядок проведения экспертизы регистрационных материалов и пр. (ориентировочно – III квартал 2015 г.);

д) пересмотр Национального перечня основных жизненно важных ЛС и ИМН (ориентировочно – I полугодие 2015 г.), к которому уже давно возникают вопросы относительно целесообразности нахождения в нем ряда препаратов.

Также следует отметить, что из планов МЗ Украины не удален пункт о запрете рекламы лекарственных средств. Пока (по утвержденному в конце 2014 года плану мероприятий) это лишь создание рабочей группы по внесению изменений в законодательство Украины относительно рекламы, запланированное на I квартал 2015 года.
Вопрос о запрете рекламы ЛС с повестки дня не снят до сих пор, несмотря на неоднократные обращения объединений представителей СМИ.

06.05.2015


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook