Сьогодні:25 September, 2020

Учимся учиться

Вот и закончились летние каникулы. Еще вчера, лениво просыпаясь, можно было отправиться в зоопарк с родителями, потом погонять на велике и, конечно, на ночь просмотр любимого мультика. А сейчас… Читать-писатьсчитать на уроках, потом короткий перерыв на дорогу домой, и снова грызть гранит науки… А ведь так хочется поиграть на компьютере или устроить войнушку забавным лего-человечикам. Да, для многих детей «домашка» становится ненавистной пыткой. Впрочем, и для многих родителей не меньшей, ведь «их уроки – это и наши уроки». И заботливые мамы с папами, помогая ребенку делать домашнее задание, часто совершают две противоположные ошибки: или ограничивают свои функции строгим контролем, или чрезмерно опекают детей, выполняя за них «львиную долю» работы. Что следует делать, а что нет родителям в процессе совместной подготовки уроков?

Наша родительская роль в выполнении домашней работы очень велика. Объяснить то, что проскочило и не запомнилось, показать на примере домашнего кактуса, что такое вегетативное размножение, объяснить, что физику нужно знать, чтобы не дернуло током, когда залазишь в ванну в наушниках, и главное – хвалить, подбадривать и всегда быть рядом, если нужно.

Время «Ч»

В начальной школе на выполнение домашней работы не должно уходить больше, чем 1,5 часа. И обязательно делать перерывы на попрыгать и побегать, зарядку для пальчиков. Перерывом может быть и игра. Сделали один урок – 10 минут отдыха. И в это время разрешите ребенку делать то, что он хочет (желательно, правда, исключить компьютер и телевизор). В 4-5 классе – не более 2-х часов на «домашку», в 6-8 – около 2,5 часов. Старшая школа – 3,5 часа. С современной программой меньше не получится даже физически.

Холерики и сангвиники

Дети так же, как и взрослые, отличаются друг от друга темпераментом: есть «тугодумы», среди которых преобладают флегматики и меланхолики, а есть «метеоры», к которым обычно относятся холерики и сангвиники.
Оба варианта – норма. Родителям просто нужно научить ребенка правильно распоряжаться своим временем. Так, если школьник долго сидит за уроками, нужно ограничить время выполнения домашнего задания. Медлительному ребенку лучше делать уроки в два-три подхода, а в промежутках заниматься другими полезными делами.

Сначала то, что нравится

Дети любят ритуалы и легко им следуют. Пусть приготовление уроков станет одним из таких ритуалов. Желательно начинать приготовление домашнего задания в одно и то же время. Тренируйте ребенка, чтобы у него появилось чувство времени. Спросите, сколько времени ему потребуется для выполнения домашнего задания. Поставьте рядом будильник, и по окончании работы пусть ребенок сам посмотрит, вложился ли он в поставленные сроки. Начинайте выполнение уроков с того предмета, который ребенку нравится и легко дается. Это придаст уверенности: «У меня все получилось, мне понравилось, я и дальше буду заниматься!». Конечно, дети, как и взрослые, имеют разные характеры, темпераменты и пороги работоспособности. Если ребенок долго включается в работу, медленно раскачивается, то для разминки предложите ему сделать задания полегче. Если же, наоборот, школьник активно начинает работу и быстро утомляется, то начинайте с того урока, который требует максимальной собранности. Не принципиально, с устных заданий начинать или с письменных. Главное, чтобы при выполнении заданий по математике, например, школьник сначала учил правила, а потом решал с ним задачки, а не наоборот.

Отдохнуть обязательно!

В идеале после школы хорошо бы погулять, пообедать, отдохнуть и тогда уже приниматься за уроки. Самое «активное» время для ребенка – с 11 до 13 и с 16 до 19 часов.

Рабочее место

У ребенка-школьника должен быть свой стол. Никаких «почитаем, сидя на диване», никакого телевизора рядом. Не стоит ученику ютиться за кухонным столом, пока мама рядом варит борщ. Ребенку нужно полноценное рабочее место. Удобный стул, крепкий стол, свет, падающий справа. Важно, чтобы не было ничего лишнего вокруг – игрушки, диски, конструкторы будут отвлекать и призывать к игре.

Спокойствие, только спокойствие!

Оно пригодится родителям, ведь именно мама с папой первое время будут организовывать рабочее место, следить за выполнением уроков. Так что готовьтесь к нескольким этапам:
1. На первом этапе родители большую часть заданий делают вместе с ребенком – сидят рядом и очень внимательно за учеником наблюдают: где пробелы, на каких моментах он начинает отвлекаться.
2. На следующем этапе мы начинаем часть работы доверять ребенку и не контролировать. Причем, выбираем ту часть, с которой он точно справится.
3. На третьем – ребенок уже все уроки делает сам, но от вас должен услышать готовность прийти на помощь, если понадобится. Вы рядом и придете, если позовет!
4. Четвертый этап начнется классе в пятом, когда школьник все будет делать сам, и от родителей помощь ему уже не потребуется. Для работающих мам и пап – это праздник. Но обязанность проверять уроки вечером никто не отменял!

Молодец – получи солнышко!

Старайтесь избегать негативных оценок, чтобы не напугать обидчивого младшего школьника. Конечно, не надо говорить: «Ах, какая красивая буковка!», если она уползла на две строчки вниз. Можно сказать: «Вот эта буква ровная, молодец, а эта – в следующий раз тоже будет такая же, да?» Купите много разных мелких наклеек и на черновике ставьте ребенку флажки, солнышки, цветочки за выполненные задания. В каждом ребенке сидит собиратель. Он будет видеть, что количество солнышек растет, и готовность трудиться дальше тоже увеличится!

Работа над ошибками

Школьник еще только занес руку, чтобы вместо «хАрашо» написать «хОрошо», а мама уже бросается в атаку с криком: «Ошибка! Ну вот, опять испортил тетрадку!». Ребенок пугается, в ужасе отбрасывает ручку и чувствует себя самым неудачливым неудачником. Не бойтесь ошибок. Когда одна ошибка сделана или даже несколько, предложите ученику остановиться и внимательно посмотреть на то, что он написал. Пусть постарается найти их сам. Исправить букву на бумаге можно всегда, а вот поправлять низкую самооценку и боязнь вообще за что-то браться будет непросто.

Никаких черновиков!

Многие родители требуют выполнение уроков в черновик, пока их нет дома. А приходя с работы да поужинав, часов эдак в 8-9 вечера, начинают проверять. В итоге сонный ребенок, переписывая задания на чистовик, делает вдвое больше ошибок. Не заставляйте ребенка переписывать одно и то же несколько раз. Повторное выполнение уже сделанной работы любому ребенку кажется слишком нудным занятием и отбивает охоту учиться вообще.

На продленке

Очень важно, кто делает с детьми уроки в группе продленного дня. Если это профессионал, учитель, тогда будьте уверены, что задание будет все выполнено, переписано с черновика на чистовик и проверено. Дома вам останется только сделать устные и творческие задания. Не бойтесь помогать! Если видите, что ребенок устал, не заставляйте его разлеплять глаза и продираться сквозь сливающиеся буквы. Лучше прочитайте главу или параграф сами. Если видите, что еще много нужно сделать, а времени до сна осталось совсем мало, возьмите на себя рутинную работу, например, аппликацию по труду, пока он делает математику. Никакого «криминала» в этом не будет, главное, чтобы такая помощь не стала ежедневной.
Будьте бережны и заботливы, внимательны и терпеливы – и все у вас получится!

Виктория ИВАНОВА, детский психолог


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook