Сценарии жизни. В гостях у сказки

В современной психологии все больше внимания уделяется такому феномену, как жизненный сценарий. Это некая модель, которой человек следует по жизни. Если как следует в нее вникнуть, то можно с высокой степенью точности прогнозировать, как будет поступать человек в тех или иных ситуациях. Это очень удобно. Таким образом, можно проследить за своим жизненным сценарием и попытаться разрушить программу, препятствующую достижению больших успехов в жизни.

Часто мы задаемся такими вопросами: почему в одних и тех же ситуациях люди поступают по-разному, почему на одно и то же они дают различные ответы и оценки?
Дело в том, что на нас накладывают сильнейший отпечаток события, происходящие с нами в детстве, где наставления наших родителей и близких имеет ключевое значение. Именно в детстве, когда психика еще не окрепла и не может сопротивляться внешним воздействиям, критично относиться к оценкам и нравоучениям взрослых невозможно.
То есть именно родители, случайно или специально, формируют некую метапрограмму поведения ребенка, которая в последующей жизни становится своеобразным фильтром в его мировосприятии.

По сути, метапрограмма – это лингвистический и поведенческий профиль, набор бессознательных фильтров восприятия человека, посредством которого формируются основные жизненные и поведенческие стратегии и связанные с ними убеждения. Очень удачным примером заложенных сценариев поведения являются метапрограммы, построенные на сказках.
К примеру, все смотрели популярный фильм «Брат 2», в котором также используются метапрограммы из сказок.

Помните песню в фильме «Я даю тебе силу, я даю тебе власть»? Здесь прослеживается аналогия со сказкой: «Слушай, добрый молодец, Илья Муромец! Дали мы тебе ноги, дали силу богатырскую, ничто не мешает тебе поездить по Русской земле. Но помни: не обижай беззащитных и бей вора-разбойника».

В данном фильме любовью к Родине называется «мочиловка в сортирах» далеко за пределами отчизны, обзывание афроамериканцев «долбаными нигерами», а давно обещанным «кирдыком» для Америки – по-детски наивное устранение десятка или двух десятков нехороших американцев и тех, кто просто подвернулся Даниле Багрову под руку… Да, Данила-воин навел порядок в Америке! Также он смог облагодетельствовать «подлого» русского хоккеиста, бросить своего старшего брата на попечение тамошней полиции и прихватить с собой в Россию бывшую соотечественницу-проститутку, которая, правда, поинтересовалась: «А что я там буду делать?». Видимо, то же, что и в США, только без профсоюза и за меньшие деньги.

А отношения Данилы с братом напоминают следующий анекдот:


Возвращается Илья Муромец после многочисленных сражений и побед над врагами домой.
– Здравствуйте, матушка и батюшка!
Смотрит, а у отца синяк под глазом.
– Батя, откуда синяк?
– Есть тут у нас, Илюша, один мужик в деревне, Вася зовут.
– Пойдем-ка, батя, к этому Васе на разборки.
Приходят, сидит Вася в своей избе за столом.
– Здорово. Это ты Вася? – говорит Илья Муромец.
– Ну я, – отвечает мужик.
– Ты меня знаешь?
– Знаю, конечно. Ты Илья Муромец, великий богатырь и прославленный боец.
– Ну а его знаешь? – говорит Илья и показывает на своего отца.
– А это сволочь! – орет Вася и бьет старика кулаком в лицо.
– Ну-ка стой! Ты чего, не понял?! Ты меня знаешь? – повторяет Илья Муромец.
– Да знаю, Илья, знаю. Ты Илья Муромец, славный богатырь, супермужик.
– А это кто? – опять спрашивает Илья и показывает Васе на отца.
– А это козел! – отвечает мужик и бьет отца Ильи ногой.
– Ты чего? Постой, прекращай это. Ты меня знаешь? – снова начинает Илья Муромец.
Тут уже отец не выдерживает и тихо говорит из-за спины богатыря:
– Ладно, Илюшенька, пойдем домой – ну их, эти разборки…

Возьмем, к примеру, такую сказку, как «Золушка».
Главная героиня мечтает попасть на бал, танцует со шваброй, поет, тренируется пришивать пуговицы, как бы подсознательно готовится к важному событию… И рано или поздно такой шанс ей представился – ее заметила добрая фея и предложила посетить бал, где та не растерялась и «подкадрила» себе принца. Судьба для Золушки была уготована не ахти. Отец-тряпка привел в собственный дом мачеху, да еще и с двумя дочерьми. Но девушка верила, что у нее будет другая судьба, поэтому каждый день мечтала о бале, который предоставит ей шанс на иную, счастливую жизнь. Почему дочь простого лесничего мечтает о бале, на котором встретит принца? Может, ей об этом рассказала мама, крестная или же папа-подкаблучник? Вряд ли.

Сотрудники с метапрограммой «Золушки» реально ценные. Особенно, если они занимаются продажами, ведь через продажи можно попасть на любой бал, любой тренинг, «подкадрить» любого руководителя. Я встречал много «варягов», которые приезжали в столицу и за короткий промежуток времени добивались невероятных успехов. Почему так происходит? Дело в том, что многим принцам нравится простодушие «Золушек», которые не боятся работы, умеют пришивать пуговицы и заносить заднее место начальника на поворотах. Здесь главное вовремя смыться, помня наставничество феи, ведь все может превратиться в прах после того, как часы пробьют двенадцать. Кстати, интересно, а как сложилась судьба у Золушки после замужества? Наиболее реальными выглядят два варианта: она либо «забуреет» и попытается «построить принца», либо останется навсегда «прелесть, какой дурочкой», работящей, заботливой и отзывчивой ко всем, даже к врагам принца… В любом случае сценарий Золушки является позитивным и перспективным: она представляла себя на балу – и попала на него, в хорошем смысле этого слова.

Противоположна «Золушке» метапрограмма «Колобка». Помните поговорку:
Судьба актрисы нелегка – Всю жизнь быть в роли Колобка.

По сути, стратегия «Колобка» – это бессмысленное перемещение из одной социальной среды в другую. Он тем и занимается, что всех кидает: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…». Вот так ходят медицинские представители из одной компании в другую, бессмысленно меняя среду обитания, не продвигаясь вперед…
Часто бизнес-тренеры используют очень интересный тест, где они спрашивают у участников тренингов, какая сказка из детства им более всего врезалась в память. Скорее всего, по данной сказке можно начертить наш жизненный сценарий. Причем здесь важна не вся сказка, а именно момент, который зафиксировался в памяти. К примеру, если у вас любимая сказка «Гадкий утенок», то можно зациклиться на моменте, где утенка все гнобят и обижают, а можно вспоминать эпизод, где он превращается в прекрасного лебедя.


Вот моя любимая сказка, мультик, пластинка – «Бременские музыканты», и момент, который мне запомнился: «Мы к вам заехали на час, привет, “бон жур”, “хелло”. А ну, скорей любите нас, вам крупно повезло. Ну-ка, все вместе уши развесьте, лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы!». Так я и езжу по странам и городам в качестве бизнес-тренера, выступаю и выступаю. 🙂

У моей знакомой любимая сказка тоже «Бременские музыканты», только ключевой момент у нее другой: принцесса собирает цветы, ей хорошо, она поет, но вдруг ее хватает сыщик. Поразительно, но ее основной страх, цитирую: «Я точно знаю, что когда мне хорошо, то скоро должно случиться, что-то плохое…» Она подсознательно ждет развития событий именно таким образом. И в результате все так и происходит.

Итак, рассмотрим основные жизненные сценарии.
Жизнь-целедостижение. Именно целеустремленных людей родители часто ставят в пример своим детям, многие на них ориентируются, стремятся им подражать, мечтают повторить их достижения. Так, с переходом к рыночной экономике многие люди, не обладающие качествами и психологическими особенностями человека со сценарием «целедостижение», начали примерять на себя именно эту модель. И в результате потерпели фиаско, так как на самом деле их жизненный вектор был совсем другим. Людей, которые идут по жизни по сценарию «целедостижение», часто не понимают: «Зачем он так много работает? Всех денег не заработаешь! Жизнь проходит, а он в отпуск уходит максимум на 10 дней в году, да и там почту все время проверяет…»
Что заставляет Виталия Кличко покорять новые вершины? Неужели он хочет заработать еще больше денег или ему мало мировой славы и всеобщей любви? Зачем он рискует и занимается тем делом, которым никогда не занимался в жизни? Причина в модели жизни. Такие люди никогда не останавливаются и идут все время вперед. Остановка для них равнозначна смерти.


Жизнь-подготовка. На тренингах я часто встречаю людей, которых можно назвать «фанатами обучения». Они очень любят теорию, задают много вопросов, но на деле далеко не всегда их результаты самые лучшие. В современном мире обучение высоко ценится, родители с самого детства убеждают детей в важности учебы, получения суперобразования и т. д. Это действительно ценно, но некоторые люди настолько погружаются в подготовку, что не понимают, зачем им так много знаний. Получается обучение ради обучения.
Например, приходит на собеседование 39-летний менеджер, а все резюме пестрит перечислением законченных вузов, бизнес-школ, тренингов и курсов, а на момент трудоустройства он еще дополнительно поступил учиться заочно на юрфак, ходит на курсы французского и испанского языков и т. д. Такой человек как бы постоянно к чему-то готовится. И рано или поздно, ему предложат работу, на которой точно пригодятся все эти знания и умения, но не сейчас… Вот только пройду MBA, и такая престижная работа обязательно подвернется. Он не живет реальной жизнью здесь и сейчас. Человек с жизненным сценарием «подготовки» не берется ни за самостоятельный бизнес, ни за проекты, предусматривающие развитие, связанные с финансовыми рисками и управлением людьми, вернее он возьмется, но потом…
У меня есть друг, которому около 40 лет. Детей у него пока нет, потому что было не до этого. Около 15 лет он работает аналитиком в крупных компаниях. Его мечтой было стать финансовым директором и он решил, что это невозможно пока он не получит специального международного финансового образования. В результате он долго и упорно его получал, потом устроился на работу финансистом, но при первых же сложностях уволился и решил, что нужно еще доучиться, чтобы стать хорошим финансистом. А пока он опять работает аналитиком, выполняя все те же рабочие задачи, что и 10–15 лет назад. Похожая ситуация и в семье, они с супругой решили, что детей пока заводить рано, нужно хорошенько встать на ноги, а потом уже и дети.
Вся жизнь такого человека посвящена подготовке к жизни «настоящей». Он боится начать делать что-то серьезное, но не осознает этого. По сути, он не живет реальной жизнью, а все время готовится к ней, откладывает ее. Данный сценарий всем нам хорошо известен: в школе такой человек готовится к институту, в институте – к работе, но настоящее все время где-то впереди, за горизонтом.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/