Сьогодні:23 September, 2020

Река разноцветных птиц и оригинальных брендов

В последние недели аптеки Уругвая у всех на слуху. Внимание к ним привлекла громкая история с марихуаной, которую фармацевты упорно отказываются продавать, несмотря на настойчивые рекомендации регулятора. Печально в этой истории то, что в свете ярких событий самая экономически развитая страна Латинской Америки начинает связываться в сознании с наркотиками, хотя местный фармацевтический рынок интересен совсем другими вещами.

Уругвай в цифрах

На самом деле небольшой стране, название которой переводится с языка индейцев как «река разноцветных птиц», есть чем похвастать, помимо легализации нашумевшего психоактивного средства. Так, объемы фармацевтического производства здесь составляют примерно $500 млн в год с приростом в 10 %. Экспорт лекарственных средств достиг $130 млн, и эта цифра продолжает увеличиваться. По сообщению Министерства экономики Уругвая, государственные инвестиции в этот сектор превысили $80 млн, поскольку вот уже семь лет правительство рассматривает развитие фармацевтической промышленности как один из приоритетов своей экономической политики. Согласно официальным прогнозам, рост производства в 2017 году составит 15 %, экспорт вырастет на 10 %, а инвестиции – на 22 %. Неудивительно, что перспективность рынка в испаноязычной республике оценили многие международные игроки. На данный момент в Уругвае представлены такие фармгиганты, как Roche, Novartis, Bayer. Однако основная доля производства приходится на национальные компании, в то время как зарубежные компании сконцентрированы на реализации оригинальных брендов, которые производятся на предприятиях Аргентины и Бразилии. По данным Национальной дирекции промышленности Уругвая, 89 % лекарственных средств, которые реализуются в стране, относятся к генерикам, и лишь 11 % составляют оригинальные препараты. Тем не менее в денежном выражении лидируют бренды – они занимают до 70 % рынка, в то время как генерики – соответствующие 30 %.

Полуоткрытое окно

Хотя, на первый взгляд, Уругвай близок к Украине только по алфавитному порядку, отечественные производители, наряду со многими другими, уже успели оценить инвестиционный потенциал этой океанической страны. Почти 75 % уругвайцев задействовано в туристической индустрии и банковском деле. ВВП на душу населения здесь один из самых высоких среди развитых стран Латинской Америки и составляет $16,8 тыс. А учитывая высокие показатели продаж оригинальных брендов, это дает широкое окно возможностей для зарубежных производителей, готовых предложить качество по доступной цене. В частности, крупная украинская компания заявляла о своем намерении выпускать инсулины в Бразилии с тем, чтобы выйти на рынок Уругвая и других стран МЕРКОСУР (Mercado Comu’n del Cono Sur – субрегиональный торгово-экономический союз, в который, помимо Уругвая, включены Аргентина, Бразилия, Парагвай и ассоциированные члены – Боливия и Чили). Уругвайский рынок привлек также внимание наших соседей – одна из российских компаний подписала договор о поставках онкологических препаратов в страну плодородных равнин. Но важно понимать, что уругвайцы привыкли к оригинальным препаратам, и планка очень высока. Обеспеченность лекарственными средствами здесь достаточная, недостатка в финансировании фармсектора нет, а значит, низкая цена – не основной приоритет населения. И достойно конкурировать на таком избалованном качеством рынке будет сложно. Усложняет конкуренцию и то, что еще в 2015 году с целью снижения затрат на лекарственные средства страны МЕРКОСУР договорились о создании системы совместной закупки фармпродукции. Так что попасть на лакомую территорию, которую благодаря развитой экономике на сравнительно небольшой территории называют «Латиноамериканской Швейцарией», будет непросто.

Наркотический скандал

Так что же все-таки за проблема у аптечного бизнеса Уругвая с марихуаной? Все началось с появлением нового закона о легализации, согласно которому продавать марихуану в стране с колониальным колоритом обязываются аптеки. Однако национальная Ассоциация химии и фармацевтики отнюдь не считает каннабис полезным для здоровья местного населения. Тем более что существуют данные, подтверждающие, что за последние сорок лет наркотическая «мощность» конопли в среднем удвоилась во всем мире. Также имеются доказательства того, что большое количество жителей США и стран Европы прибегают к медицинской помощи для лечения последствий употребления марихуаны.
Тем не менее прогрессивное МЗ Уругвая решило стоять на своем. Сотрудников аптек предупредили о том, что они не имеют права отказываться от продажи марихуаны, так как взяли на себя «обязательства по здоровью» общества. Вопрос, насколько в данном контексте правомерны требования регулятора, пока остается открытым. Представители Ассоциации химии и фармацевтики заявили, что марихуана не может продаваться в аптеках, и за отказ не должно быть никакой профессиональной ответственности. Ведь ответственность предусматривается законом лишь в случаях, касающихся реализации лекарственных средств, зарегистрированных в профильном министерстве и необходимых для оказания медицинской помощи. А каннабис не является таким препаратом. При этом отмечалось, что торговля марихуаной через аптеки сродни продаже ювелирных украшений или игрушек там, где люди ищут лекарственные средства. С тем же успехом эту функцию могут взять на себя любые другие службы, так как для реализации марихуаны не обязательно быть профессиональными фармацевтами и провизорами.

В свою очередь, представители МЗ Уругвая отметили, что контроль за распространением марихуаны – это именно вопрос поддержания здоровья граждан и общества в целом.

Интересно, что процесс легализации марихуаны в красивейшей субтропической стране был запущен еще три года назад. Популярный наркотик должны были уже распределить по аптекам и продавать под жестким контролем по фиксированной цене около одного евро. Столь низкая стоимость объясняется желанием властей поскорей покончить с «черным» рынком. Максимальная месячная норма на зарегистрированного пользователя планировалась в размере 40 г.

На данный момент это решение тормозят фармацевтические работники – только 50 аптек заявили о своей готовности продавать сомнительное «средство». Фармацевты отмечают, что реализация такого товара в значительной степени подвергла бы сомнению репутацию аптек как лечебных учреждений. Помимо этических соображений, аптеки боятся конфликтов с нелегальными торговцами, продающими коноплю поблизости от них.

Президент «с легким чемоданом»

До марта 2015 года Уругваем руководил Хосе Альберто Мухика Кордано, который жертвовал на благотворительность почти всю свою президентскую зарплату, что сделало его самым бедным президентом в мире. За пять лет он передал на нужды бедных $550 тыс. из собственной зарплаты, заметив при этом: «Я знаю, что не изменил этим мир, но чувствую, что внес свой маленький вклад в это дело». Британское издание Daily Mail назвало бывшего уругвайского президента надежным и харизматичным, единственным на планете политиком, «который честен в своих расходах».

***

Даже беглый взгляд на уругвайский фармацевтический рынок показывает, какая это необычная страна. Аптечные работники – с непоколебимой гражданской позицией, потребители лекарственных средств – с четким пониманием, чем и как они хотят лечиться, правительство – с необычными идеями и взглядами на, казалось бы, очевидные моменты. Темпы роста рынка и зависимость в ряде случаев от экспорта делают Уругвай привлекательным для амбициозных производителей, однако специфика фармацевтического сектора такова, что нужно очень глубоко в него погрузиться, взвесить все «за» и «против», и даже после детального анализа нет твердых гарантий успеха. Ведь уругвайцы – народ горячий и непредсказуемый.

Источники:
portal.gub.uy; reportlinker.com; companion.ua; medicalnewstoday.com. Полный список источников находится в редакции.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook