Сьогодні:25 October, 2020

Древняя Греция – колыбель Европы

Европейская демократия и Олимпийские игры, философия и театр, искусство войны и искусство врачевания – все это наследие легендарной Эллады. Асклепий и Гигиея, Гиппократ и первые аптеки овеяны не меньшим количеством мифов и легенд, чем Троянская война. А мифы эти уходят корнями в еще более далекое прошлое.

В те времена, когда разворачивались героические события «Илиады» и «Одиссеи», в греческом войске уже трудились профессиональные медики, успешно лечившие раны и хорошо знавшие свойства целебных растений: «Стоит многих людей один врачеватель искусный: / Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством». Возможно, и греческий бог врачевания Асклепий практиковался на ветеранах той войны.

Боги и люди

Культ Асклепия сформировался в VII в. до н. э. Прообразом бога, скорее всего, стал известный врач, глава семейной медицинской школы времен Троянской войны (XIII−XII вв. до н. э.) − царь Фессалии Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») встречается в «Илиаде».
В греческой мифологии Асклепий − сын Аполлона (бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался и как врачеватель богов) и нимфы Корониды, погибшей от руки ревнивого супруга. Когда тело Корониды уже горело на погребальном костре, Аполлон извлек из ее чрева младенца, совершив первое известное в истории кесарево сечение. Спасенного ребенка назвали Асклепием («Вскрытый») и отдали мудрому кентавру Хирону, обучившему воспитанника искусству врачевания. Асклепий стал столь великим врачом, что научился воскрешать мертвых, и люди на Земле перестали умирать. Тогда бог царства мертвых Аид, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на наглеца, нарушавшего мировой порядок, и Громовержец поразил врача молнией. Но по воле богини судьбы Мойр Асклепий вернулся из царства Аида и стал богом врачевания.

Легендарный Асклепий, как и его прообраз, стал основателем медицинской школы. Наиболее известными его детьми считаются: Гигиея − богиня здоровья (юная красавица, кормящая змею из чаши, позже исчезла из кадра, оставив свои символы медикам и фармацевтам), всеисцеляющая Панакея (Панацея) − покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирий, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Многие семейства врачей в Древней Греции вели свой род от Асклепия. В частности, его потомками считали себя Гиппократ и Аристотель. В средние века Асклепий был покровителем врачей и аптекарей. Его изображения часто встречались в медицинских трактатах. Греческого бога представляли сидящим в аптеке среди микстур и сосудов.

Однажды Асклепий шел, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына. По дороге посох обвила змея, и Асклепий убил ее. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую. Асклепий нашел эту траву и с ее помощью стал воскрешать мертвых. С тех пор его посох обивает змея.

Среди богов олимпийского пантеона многие имели отношение к врачеванию. Так, Гера, супруга Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида − сестраблизнец Аполлона, богиня охоты и владычица зверей − также была покровительницей рожениц, защитницей детей и женского целомудрия. Гестия − богиня домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос олицетворял сон, ему подчинялись не только люди, но и боги («гипноз» от греч. Hypnos). Удивительно схожа символика Асклепия и Гермеса, бога торговли.

В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души в царство мертвых. В его руке всегда был кадуцей − жезл, вокруг которого обвивались две смотрящие друг на друга змеи. Кадуцей Гермеса считался волшебным и служил ему для усыпления, поэтому Гермес почитался также как бог сновидений. Впоследствии кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, а в других − эмблемой медицины.

Лабиринт Минотавра

Центром древнейшей греческой цивилизации был остров Крит. Наивысший расцвет его царств (Кносс, Малия, Феста, Закро) приходится на конец ІІІ − начало II тыс. до н. э. Во II тыс. до н. э. могущественный Крит поддерживал торговые и культурные связи с Троянским царством и материковой Грецией, Кипром, Сирией, Вавилонией и Египтом. Кносский дворец был оборудован по последнему слову техники: великолепные банные помещения, система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, вентиляция. Интересно, что там же были обнаружены небольшие женские статуэтки из слоновой кости и золота, изображающие служительницу культа Матери-Земли со змеями в руках. В середине II тыс. до н. э. начался расцвет многочисленных царств материковой Греции, среди которых особое место заняли Микены. В XIII в. до н. э. они подчинили себе Крит и культура ахейской (материковой) Греции стала ведущей для всего бассейна Эгейского моря. А деятельность царя «златобильных Микен» Агамемнона и его брата − царя Спарты Менелая – легла в основу сюжета «Илиады».

Гомеровские врачеватели

Первый этап полисного периода (XI–IX вв. до н. э.) долгое время назывался «гомеровским», так как вплоть до XIX в. (когда на территории Греции начались археологические раскопки) сведения о нем давали лишь поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Созданные около IX в. до н. э., они в течение столетий передавались в устной традиции. В VI в. до н. э. они впервые были записаны и, таким образом, стали первыми греческими (и европейскими) письменными литературными памятниками.
В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядовитых змей и т. д.). Лечение ран заключалось в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки.
Несмотря на то что вскрытия умерших в Древней Греции не производились вплоть до эпохи эллинизма, медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» легла в основу терминологии греческих врачевателей и поныне входит в состав современного анатомического языка. Врачеванием и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались как сами воины, так и искусные врачеватели, которые знали свойства целебных трав, «какие земля ни рождает».
В поэмах Гомера упоминается также об эпидемии чумы, сумасшествии друзей Улисса, меланхолии Беллерозона, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности, говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства, а также о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

Асклепейоны

Полисный период истории Древней Греции отмечен двумя важными для истории фармации явлениями: формированием материалистической философии и становлением храмовой медицины. В VI−IV вв. до н. э. в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос были воздвигнуты первые святилища Асклепия − асклепейоны. Жрецы Асклепия – асклепиады – занимались лечением больных. На начальных этапах оно состояло из выполнения определенных ритуалов. Больной должен был провести ночь в асклепейоне, после чего рассказать о своих снах жрецу-асклепиаду. На основании сна назначалось лечение. Обязанностью жрецов было также составление таблиц, в которых описывалось течение болезни и предпринятые лечебные мероприятия, которые привели к желаемому результату. Таким образом, асклепиады способствовали накоплению медицинских знаний. Известно о существовании около 300 асклепейонов со своими медицинскими школами. Наиболее известными были школы Коса, Книда и Эпидавра. Там и зародились ведущие медицинские центры Древней Греции.

Использованная литература:
1. Гомер. Илиада. Одиссея. – М. : АзбукаКлассика, 2014. – 640 с.
2. Белох Ю. Греческая история : В 2 т. – М., 2009. – Т. 1. – 480 с.
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М. : АСТ, 2006. – 460 с.
4. Сорокина Т. С. История медицины. – 9-е изд. – М. : Издательский Центр «Академия», 2009. – 560 c.
5. История Древней Греции / под ред. В. И. Авдива и др. – М. : Высшая школа, 1972. – 424 с.

Подготовила Мария БЕЛИК


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook