Сьогодні: 2 December, 2020
дети и гаджеты

Гаджеты: как избавиться от зависимости

Помните легендарную фразу небезызвестной женщины, которая стала притчей во языцех: «А рука так и тянется… к маракуйе»? Не знаю, как у вас, но я неоднократно замечала, как моя рука непроизвольно так и тянется к телефону. Я практически не расстаюсь с ним. Потому что Фейсбук, потому что Вайбер, Телеграмм, Инстаграмм и прочие «важные» пожиратели времени. С детьми дела обстоят еще сложнее. Они привыкают быстрее, отвыкают сложнее и теряют драгоценное время, предназначенное для приобретения ценных для жизни навыков и опыта… играющие дети

Пыль в глаза – ветер в голове 

Ежедневно современный подросток проводит около 8 часов у экрана (телевизора, смартфона, планшета, компьютера). И это, естественно, отображается на работе его мозга. Уменьшается количество нейронных связей, снижается способность творчески мыслить и проявлять креативность, происходит эмоциональное и интеллектуальное отупение, формируется зависимость. В конце 2017 года в Австрии представили симулятор смартфона – по форме напоминает телефон, а вместо сенсорного экрана – крутящиеся шарики по диагонали, вертикали и горизонтали. Успокаивает нервы и помогает справиться с паникой. 

Мгновенный доступ к абсолютно любой информации лишает нас и детей необходимости запоминать, заучивать, познавать и осваивать навыки. То есть напрягать и тренировать свой мозг. А  зачем? В случае необходимости Google поможет, предоставив нам предварительно отобранную по своим критериям информацию. 

Еще одна особенность, о которой мы думаем нечасто, – другой человек перестает быть для нас носителем знаний. Отпадает потребность в коммуникации и социализации. Ведь если раньше коллега, приятель, родственник, профессионал своего дела были для нас целым миром и источником новых знаний, то сейчас совсем не обязательно с кем-то общаться. Мы ведь и лечимся по Интернету. При отсутствии острой потребности в контакте теряются или не приобретаются навыки коммуникации, возникают сложности в создании и построении взаимоотношений с другими. 

Эксперт: Наталья Простун, психолог и руководитель в Институте ментального здоровья и развития личности 

Наталья Простун

Знаете ли вы, что для проработки и обдумывания одной задачи мозгу требуется 23 минуты. Современному же человеку каждые три минуты приходит новое сообщение. И для мозга это серьезный стресс. 

Дофаминовая зависимость 

Но самое крутое  – это дофаминовая зависимость. В социальных сетях очень хорошо продумана система поощрения (лайки на любой «калибр», комментарии и пр.). Многие уже знают, что гормон дофамин  – важная составляющая системы вознаграждения, поощрения. Он вызывает чувство удовольствия, поэтому участвует в процессах мотивации и обучения. Естественным образом он вырабатывается у человека при получении позитивного опыта, хороших впечатлений, приеме вкусной пищи, во время секса. Кроме того, алкоголь, наркотики и гаджеты также обеспечивают выброс дофамина. В  перспективе при повторении этих действий в организме человека будут вырабатываться новые порции дофамина, а с ним и ощущение эйфории. Для мозга нет особой разницы, что именно стимулирует выброс гормона удовольствия. Главное, что он требует еще и еще. 

Многие, наверное, уже понимают, как могут развиваться действия дальше. Если систему поощрения безбожно (то есть интенсивно) эксплуатировать, чувствительность притупляется – и для получения привычного удовольствия нужна более сильная стимуляция. Вот так формируется зависимость. 

В одной из своих статей врач Андрей Беловешкин писал о том, что информация в Facebook стимулирует дофамин и это влияет на мозг, меняя его. У  человека становится меньше дофаминовых рецепторов, фокус внимания сокращается, снижается способность держать обещания, быстро становится скучно, требуется больше стимулирования. «Я  вижу, как у людей постоянно перегружен мозг, – пишет он, – слишком много всего, а если вы измерите уровень гормонов, то увидите низкий окситоцин и высокий дофамин». дети и телефоны

У детей и подростков все примерно так же. Только зависимость возникает быстрее из-за отсутствия опыта в реальной жизни, понимания что хорошо, а  что плохо, и хорошей пластичности мозга. Ребенок, который «подвисает» онлайн, в компьютерных играх 3-5 часов ежедневно, по мнению психологов, очень быстро теряет интерес к реальности. Потому что в реальной жизни сложно получить такую порцию дофамина, как в виртуальной реальности. А  еще пропадает стимул справляться с естественными трудностями, которые то и дело возникают в реальной жизни. Зачем? Если можно погрузиться в мир, где есть друзья, где получишь дофаминовое вознаграждение за пройденный новый уровень или в виде сто пятого лайка. В смартфоне картинки быстро меняются, все вокруг динамичное, в  играх много ступеней сложности и много всевозможных поощрений. Достиг, выиграл, получил удовольствие. Помните, как в «Джентльменах удачи»? «Украл. Выпил. В тюрьму. Романтика». Правда, в реальности все это печально. 

Кроме того, не стоит забывать, что в сети много уж совсем неполезной информации. А мозг ребенка усиленно питается этим и съедает все. И  отследить все это вряд ли возможно. зависимость от телефона

Зависимость в реальности

Хотите знать, как выглядит детская дофаминовая зависимость в реальной жизни? О своем опыте пишет психолог и руководитель в Институте ментального здоровья и развития личности Наталья Простун

«Вспоминаю, как на одной из смен подросткового лагеря-клуба “Я  и другие” побывал ребенок с игровой зависимостью. Ему было все неинтересно, никакие мастер-классы не доставляли удовольствия, ни групповые игры, ни анимации, ни спорт. Он все время говорил “Мне СКУЧНО”. И  постоянно плакал родителям в телефон, что это самый занудный лагерь, где ему приходилось побывать, что ему здесь очень скучно (лагерь без гаджетов). Спрашиваю: “Если бы у тебя была волшебная палочка, чтобы ты изменил в нашем лагере?”. “Разрешил бы играть на смартфоне”,  – не поднимая головы, отвечает 10-летний парнишка. Продолжаю спрашивать, чтобы понять увлечения ребенка: “А что тебе больше всего нравится делать?”. Слышу: “Играть на телефоне”! “А как проводишь время?” – интересуюсь я. “Прихожу домой со школы, играю на смартфоне, делаю уроки, потом опять играю”. “Тебе нравится, как ты живешь, ты чувствуешь себя счастливым?”  – вновь интересуюсь. “Когда есть смартфон – да!”. смартфоны

Очень многие родители сталкиваются с такой проблемой: без игры на смартфоне или компьютере детям быстро становится скучно. Как ни парадоксально, но взрослые тут же спешат спасти свое чадо от уморительной скуки, давая гаджет, возможно, тем самым, избавляя себя от детского нытья и бесконечного выклянчивания. Как результат: у ребенка не формируется переносимость к скуке. Становится трудно самостоятельно придумать игру, развлечь себя, чтобы избавиться от скуки. При этом ребенок может долго нудиться, но ему не приходят идеи создать что-то из бумаги, нарисовать, построить самолет или целый город из конструктора, слепить смешные фигурки из пластилина. Даже если кто-то и предложит альтернативу игре онлайн – это будет скучно. дети

Хочется получить дозу дофамина. И  ради этого ребенок готов быстрее убраться в комнате, сделать уроки, да что угодно, лишь бы получить смартфон. В  моей практике у подростков были и истерики, и демонстрация суицида, когда ребенка лишали смартфона». 

Смартфоновый детокс

дети зимой

Живя в мире цифровых технологий, глупо полностью отказываться от гаджетов и вести аскетический в этом плане образ жизни. В конце концов, благодаря этим технологиям мы можем обеспечить безопасность себе и своим детям. Но как профилактировать зависимость от гаджетов, особенно если видите, что ребенок просто зависает… 

Вот что рекомендует психолог Наталья Простун

  • Ограничьте время для компьютерных игр до 30 минут в день (это поможет снизить риск возникновения зависимости). Устанавливая ограничения, обязательно объясните своему ребенку, почему вы это делаете. Очень важно, чтобы ваше чадо понимало смысл. 
  • Не более 40 минут любимого YouTube или мультфильма в день (заботимся о мозге ребенка). Ограничения устанавливаются с уважением к личности ребенка.
  • За час до сна исключаем гаджеты. Кстати, маме и папе это тоже будет полезно. А вдруг увеличится интерес друг к другу. 
  • Усиливайте семейные традиции. Это может быть что угодно: играть в настольные игры по вечерам, устраивать чайные церемонии, совместные ужины без гаджетов, покатушки на велосипедах, приглашать друзей в гости и пр. 
  • Помогите ребенку выбрать хобби, интересные для него кружки. 
  • И, конечно же, ребенку требуется движение! Спорт, активные игры вам в помощь! (Благодаря физическим нагрузкам ребенок, да и взрослый, становится более стрессоустойчивым.) 
  • Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Для детей они обязательны. От  2 до 4 часов ежедневно. Ведь помните, что кислород необходим для питания нашего мозг. 
  • Обнимайтесь в семье. Допустимый минимум  – 8 раз в день (это поможет сформировать или укрепить здоровую привязанность со своими близкими). 
  • Не забывайте говорить друг другу приятные слова. И чем их больше, тем лучше. 
  • Ну и самый главный пункт: родителям нужно стать примером свободного человека.семья

И  еще. Хочу обратить особое внимание: постарайтесь обойтись без крайностей!


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook