Сьогодні: 2 December, 2020

Древняя Греция: век Гиппократа (часть 3)

«Отец медицины» жил в период высочайшего расцвета эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела свои лица и имена, ставшие символами на тысячелетия. В политике это был век Перикла, в истории – Геродота, в философии – Сократа и Платона, в поэзии – Эсхила и Софокла, в области медицины – век Гиппократа.

Конечно, Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала и до него, но в свое великое время он был главой выдающейся Косской врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины.

Гиппократ II Великий (около 460–370 гг. до н. э.)

Сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Первые биографии были написаны лишь через несколько столетий после его смерти. И все повествования носят отпечаток столь любимой греками легендарности. Достоверно известно, что Гиппократ родился на о. Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия – Подалирия. Молодость провел странствующим врачевателем, много путешествовал по Малой Азии, Черноморскому побережью, Египту. Вернувшись на родину, долгое время возглавлял Косскую врачебную школу. Слава о его искусстве распространилась во многих государствах. Последние годы жизни он провел в Лариссе (Фессалия), и скончался согласно одним источникам на 83-м, другим – на 104-м году жизни. Местные жители долгое время чтили его могилу, и еще во II в. н. э. показывали ее путешественникам.

Гиппократ и фармация

Вся физиология, патология и фармация Гиппократа находилась в полном соответствии с доминировавшими тогда в косской школе материалистическими воззрениями. Исходя из теории четырех первоначал (огонь, вода, воздух и земля), Гиппократ считал, что им отвечает четыре качества: сухое, влажное, теплое и холодное. В человеческом же теле находятся четыре жидкости (соки): кровь, слизь, желтая и черная желчь. Причем составные части во всех телах однородны, различие между ними заключается лишь в пропорциях. В нарушении точной рецептуры природы великий врачеватель и видел корни всех болезней. Лекарственные средства же, по его мнению, служили для устранения дисбаланса. А обнаруживать свои свойства они должны по действию на одну из жидкостей. «Если давать кому-либо лекарство, действующее на слизь, то произойдет рвота слизью, если действующее на желчь – то рвота желчью. При чрезмерных очищениях лекарство прежде всего выводит сродную ему влагу, а затем уже за ней последуют остальные». Сообразно с этим лекарственные вещества определялись в соответствии с их действием: «Если конституция слизистого свойства, необходимо очищать книдскими семенами или корнем гапсии, если желчного свойства – то соком скаммония и диких колоквинтов». В рамках учения о четырех качествах тел Гиппократ ввел одну из первых классификаций лекарственных средств, разделив их на холодные, влажные, теплые и сухие. Позже эта теория была развита Галеном. Лекарствоведению в целом «отец медицины» придавал огромное значение: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удержать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезней вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познавания лекарств». Заботился Гиппократ и о способах хранения лекарственных материалов: «Все соки, выжатые и вытекающие из растений, следует доставить в стеклянных сосудах, все листья, цветы или корни – в новых глиняных банках, хорошо закрытых, чтобы под влиянием проветривания не выдохлась сила лекарства, как бы впавши в обморочное состояние» (из письма к собирателю трав). Вообще гиппократики (последователи Гиппократа) обычно сами занимались приготовлением лекарств, так как не одобряли многокомпонентные лекарственные средства, и дозировка была еще довольно примитивна.

Гиппократов корпус

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решен историками. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они оказались анонимными. Первый сборник трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти Гиппократа, в III в. до н. э., в знаменитом Александрийском хранилище рукописей, основанном диадохом (с греч. – последователь) Александра Македонского Птолемеем I Сотером, первым правителем эллинистического Египта.

По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем их число превысило 700 тыс. свитков. Было среди них и 72 медицинских сочинения V–III вв. до н. э., написанные по-гречески, на ионийском диалекте. Все они были безымянными. Около 300 года до н. э. медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов корпус» – своего рода энциклопедию древнегреческой медицины классического периода. В сборнике перечислено более 250 лекарственных средств растительного и 50 средств животного происхождения. Большинство исследователей считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие. «Афоризмы» состоят из восьми разделов. В них собраны диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению. Особое место уделено прогностике. Начинаются «Афоризмы» такими словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». «Прогностика» представляет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. В нем подробно описаны элементы, составляющие прогноз того времени (наблюдение, осмотр и опрос больного), и освещены основы наблюдения и лечения у постели больного.

«Эпидемии» (в семи частях) по своему духу близки к «Прогностике». Под словом «эпидемии» в Древней Греции понималине инфекционные, а широко распространенные заболевания (от греч. еpi – над и demos – народ). Это эндемические болотные лихорадки, чахотки, параличи, простудные, кожные, глазные и другие заболевания. В I и III частях приведены 42 наиболее интересные и поучительные истории болезней. Они дают конкретное представление об истоках клинического подхода в медицине. «О воздухах, водах, местностях» – первое дошедшее до нас сочинение, в котором различные формы воздействия окружающей природы на человеческий организм обобщены с позиций материалистической философии. Важное место в этом произведении уделено анализу причин возникновения болезней, которые подразделяются на две группы: 1) причины болезней, общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы; 2) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого.

Образу жизни в Древней Греции придавалось большое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли личная гигиена, закаливание и физическое воспитание. В этом сочинении описаны различные типы характеров, которые связывались, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), то есть с условиями окружающей природы. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые определяют предрасположение к определенным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии, в периоды поздней античности и средневековья, на основе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови (лат. sanguis) – сангвинический тип, слизи (греч. phlegma) – флегматический, желтой желчи (греч. chole) – холерический, черной желчи (греч. melaine chole) – меланхолический (названия этих типов в сочинении «О воздухах, водах, местностях» не содержатся, так как появились лишь спустя несколько столетий). Сочинения по хирургии «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и другие дают стройное предпократа», до сих пор применяется в хирургии (древнегреческие врачи занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию).

Врачебная этика в Древней Греции

«Гиппократов корпус» содержит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность <...> решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами, божественное превосходство <...> Ведь врач-философ равен богу» («О благоприличном поведении»).

Врачеватель должен научиться держать в памяти лекарства, способы их составления и правильного применения, не теряться у постели больного, часто посещать его и тщательно наблюдать обманчивые признаки перемен. «Все это должно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью» («О благоприличном поведении»). Однако, врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего – не вредить». Позднее этот тезис появится в латинской литературе: «Primum nоn nocere». Беспокоясь о здоровье больного, врачеватель не должен начинать с заботы о своем гонораре (вознаграждении), так как «обращать на это внимание вредно для больного». Более того, иногда подобает лечить «даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить» («Наставления»). Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе, «ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Поэтому врачевателю подобает «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных <...> Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости» («О враче»).

Заканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни, ибо, по мнению Гиппократа, «кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Когда впервые был составлен известный нам текст («Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей…») неизвестно. В устной форме клятва переходила из поколения в поколение и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. После же вхождения в «Гиппократов сборник» в широких кругах ей дали имя великого врачевателя.

Наряду с врачебной «Клятвой» в Древней Греции существовали юридическая «Клятва», клятвы свидетелей и многие другие. Все они предполагали содействие богов, которые освящали «Клятву» и карали клятвопреступников. Таким образом, «Клятва», данная врачевателем, с одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой, – обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Законы врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества.

Использованная литература:
1. Жак Ж. Гиппократ / пер. с фр. – Ростовна-Дону : Феникс, 1997. – 457 с.
2. Афоризмы Гиппократа / пер. П. Шюца. – С.Пб., 1848. – 229 с.
3. Сорокина Т. С. История медицины. – 9-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 560 c.
4. Семенченко В. Ф. История фармации. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2003. – 640 с.
5. История Древней Греции / под ред. В. И. Авдива и др. – М. : Высшая школа, 1972. – 424 с.
Полный список литературы находится в редакции.

Подготовила Мария БЕЛИК


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/