Сьогодні:26 October, 2020

Дефицит? Это прекрасно! Сила экономических законов. Часть вторая

Читать Часть 1

Четвертый закон – ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ

Различные продукты и услуги прямо или косвенно влияют на цену и спрос друг друга.

Условно, если что-то повышается, то что-то сопутствующее тоже склонно повыситься. Рост на продукты ведет к росту цен в ресторанах. Дорожают корма – увеличивается цена на говядину. Фондовый рынок зависит от новостей, грядет безработица – акции падают, завод будет производить продукты на основе конопли – акции растут… Все взаимосвязано. Причина и следствие. Думаете, это и так понятно? Как бы не так! К примеру, часто политический бомонд и профильные комитеты создаются из людей, которые никогда ничего в бизнесе не делали, а регламентировать берутся именно бизнесменов. Воровать деньги куда проще, чем создавать работающие бизнес-модели. Вот и получается: «А давайте ограничим в аптеках цены? – О, гениальное решение, и люди будут довольны!». А ничего что дорожают коммунальные платежи, цена на сырье и производственные издержки, ничего что таможня по-прежнему берет взятки? Все это приводит к удорожанию производства, как и распределения товара. Нельзя регламентировать следствие без анализа причины. Почему зарплаты не растут? Потому что нет денег. Почему нет денег? Потому что не даем добавочной стоимости, за которую потребитель готов платить. Почему он не готов платить? Потому что мы ему в прошлый раз не улыбнулись и не дали добрый совет, и он решил пойти в другую аптеку. Все в мире взаимосвязано, энергия не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда!

Пятый закон – ЗАКОН МАРЖИНАЛЬНОСТИ

Экономисты говорят: все ошибки в расчетах способна поглотить большая маржа… Классное выражение? Вы отправились в отпуск и взяли с собой много денег, вы чувствуете себя увереннее: «если что – часть суммы привезу обратно», все ок, это все же лучше, чем оказаться на мели в тот момент, когда душа требует банкета. Аптечный рынок – это рынок рационального и жадного покупателя. Представим, что вы вынесли на базар клубнику и первому покупателю назвали цену выше, чем обычно, он купил, и второй купил, вы еще повысили – и третий купил. У вас красивая клубника, вы выбрали удачное место и день хороший… Все сложилось. В аптеках так не получается, работает некая равновесная рыночная цена. Цена на медицинские препараты предполагает сумму, которую готов заплатить не единичный высоко мотивированный аптечный потребитель, а часто рассудительный, осторожный и преимущественно больной человек. Аптеки не имеют возможности «изобрести» добавочную ценность или просто красиво об этом рассказать. Игра с маржой – это игра для производителей, да и то далеко не для всех. Аптека же вынуждена работать в режиме убывающей доходности. Объем продаж может расти, а доходность снижаться. Рядовым сотрудникам зачастую очень сложно это понять: «Как это так, я продаю на целых 300 тысяч товара, а вся моя зарплата всего 10 тысяч, почему так мало?».

Новость в лесу: открыл заяц обменник – меняет 1 гривну на 1 гривну 20 копеек. Звери в удивлении: как так, в чем обман? Лиса обменяла – все нормально. Деньги настоящие, 1 гривна и 20 копеек. К зайцу потянулись другие звери, начали думать, когда же заяц разорится, а он все меняет и меняет. В итоге, дошла новость до медведя, и он пришел разобраться, что к чему.

«Косой, меняешь? – Меняю! – Гривну на гривну двадцать? – Да!». «Косой, а в чем бизнес-то? – Ну, видишь, беру гривну и меняю на рубль двадцать. – Не держи за дурака, вижу. Косой, ты хоть рентабельность считал? – Да нафиг мне эта рентабельность, ты посмотри зато, какие обороты!»

Поэтому приходится констатировать, что аптечные сети никогда не смогут давать зарплату своим сотрудникам на уровне, к примеру, мировых фармацевтических компаний. Бизнес работает в разных режимах маржинальности. Но сотрудники же знают, что выбирают? Трудно рассчитывать, что вы сели в трамвай номер 7, а он поедет по маршруту 23 автобуса. Есть, конечно, способ увеличения маржи – инновационные продукты!

Как большая Фарма генерит основную добавленную маржу? За счет инновационных продуктов. Сейчас многие аптечные сети разрабатывают собственные торговые марки, то есть они становятся чуть-чуть производителями. Ведет ли продажа СТМ к увеличению маржи? Да. Есть ли там добавленная ценность? Да. Может ли первостольник рассчитывать на бОльший личный доход при продаже СТМ? Да. Инновации связаны со знаниями, только они вместе приводят к возрастающей доходности.

Шестой закон – ЗАКОН ВТОРИЧНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Каждое действие имеет первичное и вторичное последствия. Иными словами, вы сделали действие – и видите результат. Люди склонны оценивать только ближайший результат, но плохо оценивают возможные отдаленные вторичные последствия.

Пример: я недавно потренировался с сыном в бойцовском зале, и мы забыли закрыть окно. Результат: риск, возможность потенциальной кражи. Этого не произошло, потому что рядом проходил человек, который позвонил нам. Человек оказался тренером, и сейчас работает в нашем зале. Отдаленные вторичные последствия после этой ошибки оказались позитивными.

К нам на фирму хотел устроиться учитель английского языка, но его интеллектуальный продукт не зашел целевой аудитории, в итоге специалист констатировал: «Я в шоке, столько времени потерял на разработку концепции и презентации – и все без толку». Такой подход является крайне близоруким, он не учитывает вторичных последствий. У этого учителя улучшился навык создания обучающих концепций, на руках презентация и модель, которая, возможно, когда-то найдет реализацию.

Еврей на рынке продает вареные яйца:
– Хаим, почем ты продаешь вареные яйца?
– По двадцать гривен.
– А покупаешь?
– По двадцать.
– Так зачем тебе все это надо?
– Во-первых, я при деле, а во-вторых, кушаю бульон.

Всегда учитывайте вторичные последствия в отдаленном периоде.

Молодой парень: «Ну ее, эту учебу, мне тут халтурку предложили, дальние перевозки, заработаю денег куплю классную тачку, все девчонки будут мои…» Да, поначалу так и происходит, но каковы последствия? Недостаток образования, отсутствие навыков владения современными технологиями, высокий риск дальнейшей безработицы.

Очень многие сотрудники аптеки не хотят посещать обучающие мероприятия: «Это мой выходной, лучше схожу на пикник». Да, это, возможно, приятнее, и в первом приближении – хорошее жизненное решение, но посещение правильного обучающего мероприятия может существенно повлиять на вашу личностную капитализацию в перспективе.

Продолжение следует…


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook