Рецепт эффективности аптечной команды

Результат работы аптеки – это больше, чем сумма результатов ее сотрудников, это результат работы команды, которая трудится в аптеке.

«Команда – это не просто сумма отдельных частей. Работающие вместе люди могут произвести работу, которая может количественно превосходить или качественно отличаться от работы, которую могут выполнить отдельно трудящиеся индивидуумы».

Что же входит в понятие «команда»? Существует несколько его определений.

  • «Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей».
  • «Команда – это группа из двух или более людей, которые регулярно взаимодействуют и координируют свою работу для достижения общей цели».
  • «Команда – это группа людей, работающих вместе над достижением конкретной бизнес-цели».
  • «Команда – это способ построения организации с учетом реальных качеств ее сотрудников, во имя максимально эффективного достижения целей организации».

За команду, работающую в аптеке, отвечает заведующая аптекой. И в этой статье мы рассмотрим, из кого и чего должна состоять команда, чтобы эффективно достигать поставленных целей.

«Производительность рабочей группы, кажется, зависит от того, как члены группы видят свои цели по отношению к целям организации».
Кен Бланшар (американский автор и эксперт по менеджменту)

Во всех ли аптеках или других организациях действительно работают команды? Чем команда отличается от рабочей группы людей? В любом бизнесе сначала появляется группа людей, и позже с помощью лидера она становится командой. Можно еще утверждать, что там, где действительно работают команды, – появляется результат, достигаются цели и люди проявляют высокую эффективность и продуктивность в работе. Чем же отличается команда от группы людей? Для команды всегда присуща триада из:

  • общей цели;
  • организации работы;
  • людей и лидера, эффективно взаимодействующих между собой и выполняющих работу.

Рассмотрим каждый элемент триады команды.

Общие цели. В предыдущих статьях мы много говорили о том, как же важно руководителю аптеки ставить цели в своей работе. Заведующая должна уметь ставить цели для своей команды и доносить общие глобальные цели компании к каждому члену своей команды. Почему это важно? Потому что поставленная цель фокусирует сотрудников на важном, определяет приоритеты, именно с общей цели начинается формирование команды. «Команда – это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого». Заведующая не только ставит и озвучивает цель перед своими сотрудниками, но и постоянно, ежедневно напоминает ее, держит фокус. Мудрый руководитель также умеет связать общие цели с личными целями каждого сотрудника, показать выгоду для каждого от достижения общей цели. В концентрации на цели очень хорошо работает визуализация. Заведующая записывает цели аптеки на определенные сроки и располагает их на видном месте для сотрудников аптеки, ежедневно проводя анализ того, насколько удалось приблизиться к поставленной цели за предыдущий день (период). Заведующую можно сравнить с капитаном, у которого всегда есть карта, обозначенный маршрут и компас. Капитан всегда знает куда, зачем и как нужно привести свою команду.

«Сотрудники, которые ощущают, что руководство заботиться о них не только как о подчиненных, а и как о личности, более продуктивны, довольны и лучше реализуют себя. Довольный сотрудник – довольный клиент и большая прибыль».
Энн Малкахи (бывший главный исполнительный директор компании Xerox)

Организация работы команды. Группа людей, даже разделяющая общую цель, не будет успешна, если не будет организована должным образом. Чтобы связать сотрудников с целью, нужно правильно организовать их работу. В больших сетях аптек для всех действуют одинаковые правила и стандарты. Чтобы должным образом организовать работу, руководство компании вводит единые бизнес-стандарты и следит за тем, чтобы в каждой аптеке они выполнялись должным образом. Но в каждой аптеке, даже при единых бизнес-процессах, работа организована абсолютно по-разному. Чтобы заработали все правила и схемы по организации работы, руководитель должен придать им смысл и довести их важность выполнения до каждого сотрудника. Сначала именно руководитель устанавливает в команде некие ритуалы и традиции, которые помогают системно и легко выполнять каждый рабочий процесс. Когда команда заработает как единый механизм и каждый сотрудник ощутит себя его незаменимым элементом, тогда ритуалы в работе будут появляться по инициативе фармацевтов. Признаком хорошо организованной работы в команде является то, что люди доверяют друг другу и во время качественного выполнения работы могут вместе много смеяться и шутить.

Люди и лидер. Чтобы команда работала слаженно, сплоченно, системно и эффективно, очень важно, какие люди ее наполняют, какие их личные и профессиональные качества, их характер, темперамент, навыки, знания. Известно, что именно лидер, руководитель формирует команду под себя. Что это значит? Если руководитель самостоятельно подбирает себе команду, обычно она состоит из людей, которые отражают разные качества или взгляды своего лидера. Иногда это происходит осмысленно, иногда так получается само собой. Но это не совсем верный путь построить эффективную команду.

У нас есть склонность выбирать людей, которые на нас похожи. Но когда вы работаете в компании, вы должны найти таких людей, которые отличаются от вас, потому что вы хотите, чтобы люди дополняли вас».
Навин Джейн (исполнительный директор InfoSpace и бывший сотрудник Microsoft)

Чтобы команда эффективно достигала поставленных целей, лидер должен быть одновременно:

  • организатором – организовать весь процесс взаимодействия, координировать работу, налаживать рабочие процессы;
  • коммуникатором – доносить нужную информацию, налаживать процессы коммуникации внутри команды;
  • «умником» – человеком, который генерирует новые идеи, строит стратегические планы и всегда имеет видение, как осуществить задуманное. Но все мы люди, и часто получается так, что у заведующей развита одна из трех функций, например, она хороший коммуникатор. И в аптеку берет себе подобных. В результате получает веселый коллектив, но с фармпорядком есть проблемы. Сотрудники всегда работают сменами, поэтому заведующей нужно создавать смены таким образом, чтобы вместе работали и организатор, и коммуникатор. Тогда и работа будет организована, и коммуникации налажены.

Эта теория о том, чтобы, строя свою команду, всегда стараться соблюдать баланс. Если вы знаете, что вы сами хороший организатор, но вы более спокойны и интровертны, тогда вам обязательно нужно найти человека, который будет дополнять вас и быть не вашим отображением, а наоборот – противоположностью. И тогда вам нужен активный экстраверт-коммуникатор.

«Когда вы учите своих сотрудников чему-то новому, это создает между вами связь, которую они будут ценить. Если вам удастся сделать это уже на собеседовании, то к вам на работу точно придут умнейшие люди. Для таких людей важны не столько деньги, сколько развитие своего интеллекта. Если вы покажете сотрудникам, что они будут развиваться и материально, и интеллектуально, они захотят с вами работать».
Тасо Дюваль (сооснователь ИТ-компании Toptal)

Рецепт слаженной работы команды для руководителя состоит в том, чтобы всегда стремиться к балансу личностных и профессиональных качеств сотрудников в своей команде.

«Люди могут быть очень умными или иметь необходимые навыки, но если они не верят в ваше дело, то в действительности они не будут работать».
Марк Цукенберг (основатель социальной сети Facebook)

С опытным провизором в смену нужно поставить начинающего фармацевта, с интровертом – экстраверта. Но есть элементы, которые команда действительно должна отражать для своего руководителя. Это ценности и принципы. Если для руководителя важны обучение и развитие, а сотрудникам это неинтересно, тогда команда не заработает должным образом. Поэтому важно быть на одной волне, жить едиными принципами и ценностями, верить в одно и то же.

Чтобы попробовать этот рецепт эффективности для своей аптечной команды, ответьте для себя на следующие пять вопросов.

  1. К какой общей цели стремится ваша команда? Какие цели у каждого сотрудника аптеки?
  2. Насколько хорошо организована работа команды по 10-балльной шкале? Что нужно улучшить? Какие правила, традиции и ритуалы нужно ввести?
  3. Какую роль в команде вы выполняете лучше всего – «умника», организатора или коммуникатора?
  4. Кто из ваших сотрудников вас отражает, а кто дополняет и в чем конкретно?
  5. Что вам нужно сделать, чтобы сбалансировать аптечную команду в целом и каждую смену сотрудников в частности?

Олеся СЛОБОДЯНЮК, коуч, член Международной ассоциации коучей и тренеров IPACT; провизор с шестилетним опытом в управлении филиалом аптечной сети


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook


РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/