Сьогодні: 3 December, 2020

Не ругайте меня, я хорошая! Или Как реагировать на критику заведующей аптекой

Будем честными: никто не любит, когда их критикуют. Даже если замечание заслуженное, оно вызывает бурю негатива, особенно когда подано не в самой корректной форме. Но умение справляться с критикой – одно из качеств взрослого человека и (вот так совпадение!) ценного сотрудника. Мир не состоит из леденцов и розовых облачков, и каждый из нас в какой-то момент может совершить ошибку. Или просто попасть «под горячую руку» руководству. Как же вести себя, чтобы критика начальства не оставляла след горькой обиды и не мешала дальнейшему профессиональному росту?

Для начала стоит заглянуть внутрь себя: а почему замечания заведующей так глубоко меня задевают? Ведь в рабочие отношения не должно мешаться личное, а обидно почему-то лично мне, и еще как, прямо до слез. До криков в кругу «подружек»-коллег: «Ну ничего, уволюсь я – пусть посмотрят тогда, какой объем обязанностей я тянула!», «Мне-то переживать не за что, была бы шея – ярмо найдется» и прочих воодушевляющих лозунгов. Остудим голову и подумаем. Как правило, личные реакции возникают, если в работу примешаны «лишние» элементы. Это происходит в ряде случаев.

Ситуация 1. Провизор и заведующая аптекой выстраивают родительско-детские отношения.

Начальница стыдит, повышает голос или, напротив, напускает на себя ледяную холодность – то есть привносит в отношения эмоции, причем с позиции родителя. Вероятно, именно так она ведет себя в отношениях с собственными детьми. Провизор, готовый смотреть на нее с позиции ребенка, в это время видит перед собой маму или бабушку, которая ругается за разбитую чашку, узнает знакомые паттерны и реагирует так, как делал это в далеком детстве: обижается, плачет, жалуется, пытается «помириться», угодить властной «родительнице». В общем, Санта-Барбара, которая редко заканчивается хорошо. Потому что аптека – все-таки не семья. Это дома можно было хлопнуть дверью и уединиться в своей комнате или даже уйти жить «на квартиру», показывая свою независимость старшему поколению, а затем вернуться, обняться и жить дальше. На работе игры заканчиваются, когда хорошее место потеряно, а мы стоим на улице с мягким мишкой, подаренным на прошлый День рождения, и фотографией коллектива под мышкой и пытаемся понять, а что, собственно, произошло. Потому что даже если нездоровые рабочие отношения выстраивали оба – и провизор, и заведующая – с большой долей вероятности пострадает в итоге тот сотрудник, который находится ниже на иерархической лестнице.

Ситуация 2. Заведующая строит с сотрудником рабочие отношения, а провизор занимает позицию ребенка.

История о том, как один играл в шахматы, а второй – на тромбоне. Заведующая ведет себя профессионально, делает, с ее точки зрения, логичные конструктивные замечания, а провизор ударяется в эмоции. Зачем и почему? Причин может быть много, но психологи выделяют одну: скрытое манипулирование, пусть даже неосознанное. Да-да, в таких случаях жертва, как ни парадоксально, вовсе не «угнетенный» сотрудник. Даже не понимая этого, провизор пытается вызвать чувство вины у руководителя. А не секрет, что чувство вины – невероятно дискомфортное ощущение. Человек готов сделать многое, чтобы не ощущать себя виноватым перед другими. И если это происходит, он неосознанно будет давать бонусы этому сотруднику, чтобы загладить свою вину. Ситуация опасная, ведь, получив подкрепление своей манипуляции, сотрудник неосознанно провоцирует начальника на дальнейшую агрессию ради получения этих бонусов. «Не может быть, я не такая?». В том и кроется смысл слова «неосознанно»: подобная схема поведения, опять же, была заложена где-то в раннем детстве, и теперь автоматически переносится в любые отношения, где человек выступает в роли подчиненного. Но вечно она работать не будет, ведь далеко не все руководители склонны брать на себя вину, тем более незаслуженно. И в какой-то момент такая линия приведет провизора все туда же – к увольнению. Причем, возможно, не единичному. Так что, как и в первом случае, стараемся не забывать, что это – работа, и мелодрамы на ней неуместны. Как понять, что я манипулирую таким способом? Фразы вроде «Меня все обижают», «Я стараюсь, а меня не ценят», «Хоть бы раз похвалила», «Она постоянно ругается» – это позиция ребенка, а не взрослого. Потому что взрослые общаются на равных с поправкой на субординацию. «Обижают», «ругаются», «хвалят» – это все слова из детского лексикона, а заведующая всетаки не нянька, ее функции заключаются в другом.

Ситуация 3. Провизор ведет себя профессионально, а заведующая упорно играет в «мамочку».

«Для меня сотрудники как дети», «Мы все – дружная семья» – вроде бы прекрасные посылы, но что за ними стоит? Ведь в ребенке мы заранее не предполагаем способности самостоятельно принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Он еще слишком мал, его надо воспитывать, «строить», жалеть и наказывать, но никак не воспринимать всерьез. Из такого отношения и рождаются обиды. Ведь если руководитель в какой-то момент начал проявлять к подчиненным «родительское» отношение и стал для них добрым, хорошим и всепрощающим другом, любое недовольство с его стороны в итоге воспринимается подчиненными как личное оскорбление. Как избежать такого отношения со стороны заведующей – вопрос непростой. Если не хочется оставаться ребенком во взрослой жизни, стоит вести себя по-взрослому, четко удерживать свои границы. Быть вежливыми, доброжелательными, но не подыгрывать покровительственному отношению. Простой способ показать, что вы взрослый человек, а не малыш, которого можно пожурить и поставить в угол, – это вывести беседу на конструктив. «Да, я согласна, здесь моя недоработка, в следующий раз поступлю подругому», «Да, ситуация сложная, мы допустили ошибку. Попробуем ее исправить таким образом…». Покажите, что готовы взять на себя ответственность, предложите пути решения проблемы – и у заведующей отпадет всякое желание относиться к вам снисходительно. Вас будут уважать как коллегу, пусть и ниже по статусу. В общем, субординация – наше все.

Ситуация 4. Не коллеги, а друзья.

Не все, конечно, сводится к Фрейду и детским травмам. Иногда отношения в коллективе приобретают слишком личный оттенок, если их заведомо хотят сделать теплыми, а не рабочими. Очень часто сотрудник, приходя на новое место работы, пытается сделать так, чтобы ему там было хорошо и комфортно, чтобы все члены рабочего коллектива любили и уважали друг друга – то есть стремится создать себе на работе уютное, практически «домашнее» состояние. В этом случае он воспринимает начальника как друга. И при таком отношении любое замечание руководителя – личное оскорбление. Чтобы этого не произошло, необходимо понимать, что работа – это не дом, поэтому не следует ждать от коллег или руководства глубокой дружбы и нежной любви. На работе нужно выполнять свои профессиональные обязанности и выстраивать чисто деловые отношения – без конфликтов, но и без чрезмерной дружбы.

Ситуация 5. Просто человек такой…

Да, к сожалению, не всегда нас окружают приятные люди. И заведующая вполне может оказаться человеком грубым и бестактным, излишне эмоциональным, склонным выражать свою точку зрения криком или даже переходить на оскорбления. Что делать в таких случаях? Нередко единственное решение – сменить место работы. Менее радикальный путь – постараться отстоять свое право на уважительное отношение. Если руководитель действительно был с вами груб, обозвал вас (например, назвал дурой), дайте понять, что вас это не устраивает, и попросите его при общении с вами быть более корректным и не использовать личные оскорбления. То есть дайте начальнику обратную связь.

Но если в словах заведующей прямого оскорбления нет, и от вас требуют просто исправить оплошность (вовремя сдавать отчет, не опаздывать на работу и т. п.), необходимо проанализировать и понять, почему вдруг вы стали видеть оскорбление там, где его нет. Из-за чего обижаетесь на вполне справедливые деловые замечания? Может быть, вы подсознательно саботируете эту работу? Может быть, она вас уже не устраивает? Ответы на эти вопросы помогут разобраться в том, что происходит. И даже больше: понять, чего вы на самом деле хотите от жизни вообще и этой работы в частности.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook