Сьогодні:30 September, 2020

Екатерина Фетисова: «Не боги горшки обжигают»

Когда в аптеку приглашают бизнес-тренера, у сотрудников это нередко вызывает скепсис: кто этот человек и чему он может нас научить? Однако на тренингах Екатерины Фетисовой такое отношение быстро меняется со знака минус на плюс. И дело не только в красноречии или харизме. Просто у того, кто прошел долгий и сложный путь в медицине и фармации, всегда есть чему поучиться. РАП решил выяснить, в чем заключается специфика такой работы, и с какими жизненными установками она сопряжена.

Между прочим, Екатерина Фетисова, бизнес-тренер, проект-менеджер компании «Агентство медицинского маркетинга», была признана лучшим сотрудником 2012 г., и это стало еще одним приятным поводом для нашей беседы.

Екатерина, ваша профессия – это осознанный выбор или воля случая? Однозначно выбор, причем сделанный еще в 5 классе, когда мама спросила, кем я хочу стать.

На тот момент все мои родные думали, что я поступлю в консерваторию, потому что с 6 лет я занималась в музыкальной школе, пела в хоре, была солисткой и принимала участие в многочисленных детских конкурсах. Услышав, что я собираюсь стать врачом, мама была несколько удивлена. Я тогда объяснила ей, что для меня важно приносить людям пользу. Наверное, это некий мой внутренний девиз по жизни, который помогает мне жить и творить. По окончании школы я поступила в медицинское училище, а затем на лечебный факультет Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца. Работала медицинской сестрой в достаточно сложных отделениях кадиореанимации, политравмы; врачом в терапевтическом отделении и онкологическом центре. Пациенты были тяжелые, нагрузка большая. К тому же возник целый комплекс вопросов, в том числе материальных. Брать деньги с онкобольных я не могла – это противоречило всем моим принципам. Поэтому в 2002 г. решила освоить новое для себя направление – фармацевтический бизнес. Совсем не жалею об этом решении: в этой сфере для меня открылись новые горизонты. Хотя сам процесс перехода был очень болезненным, и поначалу мне даже снились больничные палаты и пациенты. Но, наверное, что-то кардинально менять тяжело для любого человека. В прошлом году исполнилось 10 лет с момента моего прихода на фармацевтический рынок. Я работала во многих фармкомпаниях, получила разноплановый опыт, и настал момент, когда захотелось им поделиться. Поэтому 6 лет назад я начала готовить и проводить специализированные тренинги. Очень помогает то, что мое второе высшее образование – практическая психология и школа бизнестренеров, то есть имеется определенная научная база, которая позволяет строить тренинговые программы и которую я стараюсь постоянно пополнять.

Что самое важное в вашей работе?

Понимание потребностей аудитории, нахождение контакта с ней и, конечно же, результат. Люди должны захотеть воплотить в жизнь навыки, полученные на тренинге, а иначе в нем нет смысла. Часто аптечные работники не понимают, зачем им нужно обучение. Опытные провизоры даже возмущаются: «Я всю жизнь работала провизором, сама могу вас научить чему угодно». Но дело в том, что у человека, который долгое время занимается одной сферой деятельности, со временем может блокироваться креативность. В таких случаях нужен энергетический импульс, толчок, чтобы задуматься и действовать. Таким импульсом должен стать тренинг. Мне очень приятно, когда после тренинга ко мне подходят провизоры, которые поначалу были настроены скептически, и говорят: «Спасибо, мы столько лет проработали, но о многих вещах даже не задумывались». Современная фармация предъявляет к сотрудникам аптеки новые требования, и к ним надо быть готовыми.

По вашему опыту, какие проблемы, требующие корректировки, чаще всего встречаются у аптечных работников?

Главная сложность в том, что, получив некие базовые знания в университете, фармацевты окунаются в реалии жизни, где все иначе, чем им рассказывали. Конечно, знания по фармакологии, химии для аптечного работника – это фундамент. Но важно понимать, что речь идет все-таки о бизнесе. А эффективным коммуникациям с покупателем, тонкостям продаж в наших вузах, к сожалению, не обучают. Полезная информация часто находится на стыке разных наук – психологии, менеджмента, маркетинг, экономики. Обучение должно быть системным, регулярным, осознанным и исходить из целей и задач компании, тогда оно полезно.

Можете назвать ТОП-3 основных ошибок при аптечных продажах?

Распространенная ошибка состоит в том, что провизоры не всегда слышат истинные потребности клиента. Кроме того, многие не умеют управлять своими эмоциями. Наконец, к сожалению, не во всех наших аптеках существует такое понятие, как клиенториентированность. Плохо, когда работники не понимают, что успешность аптеки, ее заработок в основном зависят от того, насколько довольным ушел покупатель. Вообще, как и любая профессия, работа провизора многогранна, и если человек подходит к ней комплексно, творчески, с душой, она будет ему в удовольствие. Продажи – это не так уж плохо, они учат коммуникациям. А коммуникации сегодня – важнейшая составляющая любого успеха. Также продажи тесно связаны с понятием конкуренции, которая остается лучшей мотивацией, заставляет двигаться, думать быстрее и искать новые идеи.

Расскажите о вашей семье. Во всем ли она вас поддерживает?

С семьей мне очень повезло. Мы поженились с мужем, когда я была на втором курсе университета, он у меня сильный, волевой человек. Пять лет подряд мы встречали Новый Год в терапевтическом отделении вместе с больными. Наверное, не каждый мужчина это выдержит У меня двое мальчиков – 14 и 10 лет. Оба учатся в музыкальной школе, один играет на флейте, другой – на гитаре, занимаются гимнастикой и плаванием, учат языки. В своей семье я строю отношения таким образом, чтобы мои мужчины понимали: нужно учиться управлять своей жизнью и не лениться помогать, ведь лежачий зверек на диване никому не нужен.

Профессия бизнес-тренера предполагает постоянный эмоциональный контакт с людьми. Как вы отдыхаете, снимаете стресс после больших нагрузок?

Каждый человек имеет определенный энергетический запас. Если мы работаем с людьми, то, вне зависимости от нашего желания, происходит некий энергообмен. Поэтому свою энергию стараюсь расходовать разумно. Часто мы тратим ее на лишние эмоции, разговоры, переживания, которых вполне можно избежать. Откуда брать энергию? Мне помогает творчество, любовь, мои дополнительные интересы, которые позволяют увидеть многогранность жизни: это пение, музыка, цветы, театр. В конце концов, даже игра в снежки на улице или аквапарк с горками и джакузи. Люблю создавать что-то новое, поэтому пишу сценарии детских и взрослых праздников и воплощаю их в жизнь, создаю программы новых тренингов.

В феврале нас ждут сразу два праздника – День влюбленных и 23 февраля. Как вы собираетесь их провести?

Традиционно на праздники готовлю что-то вкусненькое или организовываю семейную вылазку. В семье я заведую креативом, хотя дети тоже пытаются проявлять инициативу. Например, накануне праздника Святого Николая я обмолвилась, что он всегда приходит только к детям. Мой младший сын спросил, почему же Николай не приносит ничего взрослым. Я ответила: «Наверное, потому что слишком занят подготовкой подарков для всех детей». А утром мы с мужем обнаружили под дверью небольшие подарочки от наших сыновей. Было приятно оттого, что дети начинают осознавать, что надо не только брать, но и отдавать.

Есть ли у вас свой рецепт счастья?

Умных людей на свете много, а успешных и счастливых – не очень. Почему? Причин много: кто-то нерешительный, боится сделать первый шаг, многие знают и говорят, но не делают, кому-то не хватает воли, кому-то – смелости, а кому-то мешает лень. Любой успех – это 10 % таланта и 90 % труда. В школе, вузах нас учат многим полезным вещам, но, к сожалению, не учат гармоничности жизни, здоровому питанию, построению коммуникаций. Многие современные люди живут как роботы по схеме «работа-дом». А ведь это скучно! На мой взгляд, жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов, а моментами, когда захватывает дух. Мой рецепт – это любовь, реализация в любимо деле, хорошие отношения с людьми, возможность познавать, узнавать новые грани жизни – одним словом, движение.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook