Категорії
Краса та здоров'я

Органические продукты: стоит ли переплачивать?

Перелистав журнал «Рецепты аптечных продаж» ближе к началу, вы легко найдете статью о бизнесе в стиле эко (рекомендуем почитать, в ней освещены основные тренды на мировом рынке). Но тяга современного человека к природе и экологичности, желание встроить их в свою повседневную жизнь, конечно, не ограничиваются рамками офиса. Усталость от каменных джунглей и сосисок из порошка давно уже проявилась в таком явлении, как органические продукты, и даже стала интересной продуктовой нишей. Тем более что число желающих питаться здоровой пищей без добавок и красителей растет пропорционально распространению аллергических заболеваний и страшных историй в СМИ. Учитывая это, провизору важно понимать, насколько биопродукты могут быть полезны для здоровья, и что представляет собой экологически чистая пища в нашей стране.

Химические риски 

«Мы стараемся питаться только органической продукцией!»  – с гордостью заявляет очередной посетитель аптеки, ожидая похвалы за свою сознательность. Провизор в поддержку кивает головой, даже когда не имеет полной уверенности в пользе такого питания. Если в этот момент спросить себя, откуда, в  таком случае, взялась потребность одобрить стиль пищевого поведения человека, то ответ будет неожиданным: просто-напросто отовсюду навязывается философия «эко», и даже специалист здравоохранения не в силах устоять под ее мощным напором. Прежде всего потому, что органический подход вполне логичен и соотносится с медицинскими представлениями о здоровом образе жизни. По сути, органическая пища  – это продукт, который вырастили или изготовили без использования химических удобрений, пестицидов, ГМО, ионизирующей радиации, антибиотиков, ветеринарных, гормональных препаратов, и  который не содержит искусственных пищевых добавок. А ведь совсем не новость, что большинство заболеваний, в первую очередь аллергических и гастроэнтерологических, связаны с ненадлежащим качеством продуктов. Сегодня, по данным разных авторов, гиперчувствительность к тем или иным пищевым продуктам в Украине испытывает до 50  % населения. Причем, как отмечала Ирина Гогунская, старший научный сотрудник Центра АЗ верхних дыхательных путей АМН Украины, кандидат медицинских наук, аллергия на пищевые красители и некоторые добавки остается у человека на всю жизнь. Гастроэнтерологическая патология, в свою очередь, занимает третье место в общей структуре заболеваемости в нашей стране, и,  по словам Натальи Харченко, члена-корреспондента НАМН Украины, потребление некачественных продуктов является основной причиной данного явления.

Полный вперед! 

Согласно результатам отраслевого исследования в США, в период с 2015-го по 2019 год объем мирового рынка экопродуктов питания возрастал на 15,7 % ежегодно, и в следующем 2020 году достигнет $211,44 млрд в денежном выражении. Мировыми лидерами сегодня остаются США – рынок экологически чистой продукции здесь оценивается в 22,6 млрд евро. На втором месте по потреблению органики – Германия (7 млрд евро), на третьем – Франция (4 млрд евро). 

Сегодня в Украине активно используются 90 пищевых добавок, запрещенных не только в США, Европе, Австралии, но даже в Китае. 

Неудивительно, что при таком положении дел экопродукты кажутся панацеей, тем более что весь цивилизованный мир уже идет по этому пути.

Сегодня органическую продукцию особенно активно потребляют в США и странах ЕС. Согласно данным Министерства сельского хозяйства США (USDA), на биопродукты всех видов приходится около 4 % от общего объема американского рынка пищевых продуктов. В  ЕС «экологически чистая» пища занимает 2 % от совокупного оборота продуктов питания, за прошлый год ее доля выросла на 6 %, в целом европейцы потратили на «органические» продукты 22 млн евро. Большая часть продаж приходится на фрукты, овощи, молочные продукты, напитки. И  стоит биопища примерно на 10–50 % дороже, чем «обычные» продукты, что легко объясняется коротким сроком годности, более дорогим производством и другими причинами. 

По данным ВОЗ, среднестатистический европеец за год съедает от 3 до 9 кг различных консервантов, стабилизаторов и прочих пищевых добавок.

Хочется натурального… 

Учитывая, какими темпами органический рынок растет во всем мире, нет сомнений в том, что это достаточно прибыльный бизнес. Другой вопрос, что скрывается за стильными обертками из натуральных материалов с успокаивающей маркировкой «эко» и «био»? Украинские ученые подчеркивают, что научные исследования влияния органической продукции на здоровье людей только начались. Так, получены первые данные об улучшении состояния людей с аллергией, астмой, акне, уменьшении числа припадков у больных эпилепсией. Условно считается, что переход на органическое питание должен принести пользу в долгосрочной перспективе, в  частности, снизить количество генетических мутаций у потомков.

В  то же время есть доказательства в поддержку противоположной точки зрения. Так, в крупном английском исследовании было проанализировано 98  727 научных статей о влиянии биопродуктов на организм человека, опубликованных в медицинских журналах с 1958 по 2010 год. Из них только 12 исследований соответствовали необходимым требованиям, в  том числе 6 клинических испытаний с участием людей, 1 когортное исследование и 1 – перекрестное, а также 4 исследования на животных или in vitro. В результате лишь в одной из работ убедительно доказывается, что потребление исключительно органических молочных продуктов снижает риск возникновения экземы у детей грудного возраста. Но два года спустя голландские ученые опровергли это утверждение. Проанализировав состояние здоровья 2800  детей в возрасте до одного года, они пришли к выводу, что детское питание с маркировкой «био» не является панацеей от экземы и прочих видов аллергии. В остальных работах не обнаружено различий в состоянии здоровья между испытуемыми, которые питались органическими и традиционными продуктами. В итоге авторы сделали вывод, что имеющихся данных недостаточно для того, чтобы утверждать о наличии каких-либо позитивных эффектов для здоровья от применения органической пищи.

Свою оценку органической продукции дал и Германский фонд по защите прав потребителя: протестировав в течение восьми лет 85  категорий продуктов питания, специалисты фонда не нашли особых отличий экотоваров от традиционных. Более того, детское питание, маркированное как «органическое», соответствовало стандартам всего в 13 % случаев, а  «био»рапсовое масло не выдержало никакого сравнения с «обычным» с точки зрения вкусовых качеств. 

Портрет потребителя 

Потенциальные потребители органических продуктов: 

  • имеют высокую покупательскую способность; 
  • хорошо образованы, относятся к высшему или среднему социальному классу;
  • как правило, живут в городе; 
  • работают, возраст – от 40 до 60 лет; 
  • имеют детей в возрасте до 7 лет. 

Также в США был опубликован ряд научных работ, подтверждающих, что 25 % биопродуктов содержат остатки пестицидов. Агентство по охране окружающей среды США насчитывает 195  зарегистрированных пестицидов животного, растительного или минерального происхождения, которые используются в 780 продуктах, в том числе присутствуют и в органической пище. Авторы одной из работ отмечают, что нет убедительных доказательств отличий в концентрации питательных веществ между органической и «традиционной» продукцией. Хотя не исключено, что за последние годы научная база в отношении «органики» пополнилась, и  в ближайшее время такие доказательства появятся. Но пока, судя по выводам ученых, это в большей мере маркетинг и модный тренд, чем реальное решение медицинских проблем. 

Иллюзия натуральности 

Если все же предположить, что экопродукты – благо для здоровья человека, остается вопрос национального колорита, без которого не обошлось и в реализации органической продукции. Самый очевидный парадокс: в  каждом киоске или супермаркете можно встретить продукты с надписями «био» или «органик», не говоря уже о специализированных магазинах. Между тем, органическую сертификацию у нас прошли не более 1 % сельскохозяйственных земель. Нормативная база в отношении этого вопроса пока находится в стадии разработки. Нет закона об органическом производстве  – нет и правил, согласно которым осуществлялась бы сертификация производителей биопродукции. Единственный ориентир сейчас – это европейские правила сертификации и маркировки, но пока они носят лишь рекомендательный характер. Проще говоря, любой производитель без каких-либо последствий для себя может утверждать, что его продукция – органическая, даже если это не подтверждено сертификатом. 

В  мире регуляция рынка биопродуктов осуществляется на основе документов, разработанных Международной федерацией экологического сельского хозяйства (англ. – IFOAM), объединяющей 700 участников в более чем 100 странах. В частности, это «Базовые стандарты IFOAM относительно производства биопродуктов и их переработки» и «Аккредитационный критерий IFOAM». Основными документами являются:

  • нормативы ЕС 834/2007, ЕС 889/2008  – для стран Евросоюза;
  • National Organic Program (NOP, «Национальная программа по биопродуктам») – для рынка биопродуктов США;
  • стандарты Japanese Agricultural Standard (JAS)  – для рынка биопродуктов Японии.

Сертификационные требования схожи на 90–95  %, хотя имеют свои особенности. Но для украинского потребителя наклейка «органик», «био», «натур» и «эко» на европейских, американских или японских товарах означает, что продукт отвечает правилам органического законодательства данной страны, поскольку там контролируют использование таких слов, в  том числе и в названии торговых марок. В то же время хотелось бы поддержать и своего производителя органики, но, к сожалению, отечественный «биокефир», «натуральный сок» или «экошоколад» в основном соответствует этому понятию только в части названия. И даже если при производстве такой продукции действительно использовались лишь натуральные ингредиенты, без соответствующего контроля производства нельзя с уверенностью сказать, как ее употребление скажется на здоровье человека. 

Не так хорошо, как кажется 

Специалисты Стэндфордского университета, США, пришли к выводу, что органические продукты мало чем отличаются от своих обычных аналогов. Исследователи проанализировали данные 237 научных работ, посвященных сравнению питательной ценности различных продуктов, полученных органическими и традиционными способами. Оказалось, что органические продукты содержат такое же количество витаминов и микроэлементов, как и обычные продукты, за исключением фосфора. В то же время органические продукты на 30 % меньше загрязнены пестицидами. 

Здравый смысл во всем 

В целом органическое питание в нашей стране является очень сложным вопросом. Возможно, дальнейшие исследования прольют свет на его плюсы и минусы. Но пока этого не произошло, провизору остается лишь поощрять тягу посетителей аптеки к здоровому образу жизни, при этом делать упор на то, что в первую очередь здоровыми можно считать сезонные овощи и фрукты. И детское питание с маркировкой organic вовсе необязательно лучше своих соседей по аптечной полке.

Перед покупкой биопродукции желательно узнать как можно больше информации о производителе  – не исключено, что это всего лишь рекламный ход, и смысла переплачивать за красивую наклейку нет. Тем более что ряд состояний, которые люди пытаются устранить с помощью органической еды, вполне успешно корректируются приемом витаминов или исключением из рациона питания жареной, сахаросодержащей, жирной или другой нездоровой пищи. И об этом тоже можно сказать любопытным посетителям аптеки, а заодно и предложить один из множества витаминных комплексов или диетических добавок, в качестве и надежности которых провизор уверен. 

Источники:Степанов Ю. М., Птушкіна Д. О., Здорова сучасна людина: сьогодення та майбутнє, ДУ «Інститут гастроентерології НАМН України», м. Дніпропетровськ //Гастроентерологія. – 2017. – № 3(53). 

Alan D Dangour et al., Nutrition-related health effects of organic foods: a systematic review // The American Journal of clinical nutrition. – 2010. – № 1. – Р. 203–210. 

Kummeling I. et al. Consumption of organic foods and risk of atopic disease during the first 2 years of life in the Netherlands. Br J Nutr 2008; 99:598–605.

Bourn, J. Prescott. A Comparison of the Nutritional Value, Sensory Qualities, and Food Safety of Organically and Conventionally Produced Foods // Critical Reviews in Food Science and Nutrition. – 2002. – Р. 1–34.

Полный список литературы находится в редакции.