Категорії
Консультація юриста

Лицензионные условия урожая 2016 года

По состоянию на март 2016 года полным ходом готовятся «к разливу и продаже» новые Лицензионные условия. Публичные обсуждения проекта постановления КМУ относительно утверждения Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству, оптовой, розничной торговле и импорту лекарственных средств (кроме АФИ) начались в феврале и закончились в марте 2016 года.

Будет ли готовый продукт иметь новый вкус, или это те же Лицензионные условия, что и раньше, но в новой упаковке с яркой этикеткой? Чего добавит в старый привычный вкус урожай 2016 года?

Во-первых

Новые Лицензионные условия снова будут содержать «ценовые ограничения» для аптечных вывесок. Помните редакцию Лицензионных условий от 2013 года с требованием не ссылаться на вывесках на цены («дешевые препараты», «низкие цены»)? Вот к ней (с вариациями, чтобы не было скучно) мы и возвращаемся.

По крайней мере, во время общественных обсуждений убедительных голосов против этой нормы не прозвучало. Нет, Всеукраинская аптечная палата, конечно, возражала. И очень верны замечания, что Лицензионные условия не могут регулировать вопросы размещения и содержания внешней рекламы. Но всего этого оказалось мало. Почти наверняка снова быть возмущению на аптечном рынке, ярким судебным процессам по оспариванию этой нормы, а «Аптеке низких цен» придется снова превратиться в «Аптеку низких ». Обратите внимание! Новая редакция требования будет расширенной, и будет включать в себя запрет использовать на вывесках / внешних рекламных конструкциях аптеки наименование субъекта хозяйствования / аптечного учреждения / знака товаров и услуг (логотип), если они содержат:
а) указание уровня или иного признака цен, которое может повлиять на намерение потребителя относительно покупки товаров в данном учреждении;
б) информацию, которая может вводить в заблуждение относительно ориентированности аптечного учреждения на обслуживание определенных социальных групп населения;
в) сравнения с иными аптеками.

Во-вторых

В новых Лицензионных условиях квалификационные требования к заведующим аптеками и их заместителям изменились. Кроме обязательного диплома учебного заведения III–IV уровней аккредитации и сертификата провизора-специалиста по специальности «Организация и управление фармацией» (или аттестации за этой специальностью с присвоением (подтверждением) категории), теперь нужен стаж работы по специальности не менее двух лет. Это еще одна коллизия: в «Справочнике квалификационных характеристик профессий работника» (выпуск 78. Здравоохранение, Приказ МЗ Украины от 29.03.2002 г. № 117) для подобных работников установлен стаж не менее пяти лет. Это значит, что аптеки (на свое усмотрение) могут или открыть дорогу к управлению аптеками молодым специалистам, или (если сочтут это нужным) предъявлять индивидуальные требования к более высокому стажу на указанные должности.

В-третьих

Новые Лицензионные условия привычно противоречат существующим нормативноправовым актам. Например, ЗУ «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» не предусматривает существование приложения к лицензии. А ст. 10 и ст. 17 ЗУ «О лекарственных средствах» содержат упоминания такого документа. Планируется, что информация о приложении к лицензии будет храниться в электронном виде, с отображением в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. Но будет предусмотрена возможность материального оформления приложения к лицензии (на бумажном носителе), по желанию заявителя. Приложения к лицензии в новых Лицензионных условия останутся. И пусть это противоречит ЗУ «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», но что производителю подобного «вина» с того, что в букет изысканных запахов домешивается запах клопов? Ничего, выпьют и так! Кстати, проект Лицензионных условий содержит требование о соблюдении законодательства о контроле качества ЛС, что тоже юридически некорректно. Но вот в этом случае противоречащие нормы из новых Лицензионных условий будут удалены.

Послевкусие

Все, перечисленное выше, это всего лишь основные ноты вкуса. Кроме них, в Лицензионных условиях может появиться много чего другого (условия не приняты и не вступили в силу, поэтому «вино еще будет немного бродить»). Например, планируется ввести запрет на размещение аптеки в малых архитектурных формах, временных, некапитальных сооружениях, имущественные права на которые не подлежат государственной регистрации. А вот требование об указании тамбура в паспорте аптечного учреждения (входной тамбур в домах общественного назначения, если аптека устроена в нем), наоборот, планируется убрать. И так далее, и тому подобное.

Есть ли альтернативы?

Но не Лицензионными условиями едиными будет потчевать аптечный рынок. Есть на рынке и другие «продукты» в той же «ценовой категории». Есть и иностранные продукты. Например, поданный в 2015 году законопроект № 3246, относительно полного запрета рекламы ЛС (за исключением рекламы в специализированных изданиях, а также на семинарах, конференциях, симпозиумах), прошел Комитет ВРУ по вопросам здравоохранения, и продолжает «настаиваться».
Автор законопроекта, М. А. Поляков (партия «Народный фронт»), мягко говоря, к ЛС отношения не имеет (основная законотворческая деятельность в сфере финансов, да и вид деятельности не тот), но как же не высказаться на такую избитую тему?! Но это, знаете ли, даже не молодое вино. Это провокация на выхолощенную тему, такая себе «бормотуха»: поговорить, пошуметь, побуянить. Поэтому изменения в рекламе ЛС лучше оценивать только по факту принятия реального закона. Или вот – из импортного. Росздравнадзор разработал законопроект, согласно которому работу аптек, которые завышают цены на жизненно важные ЛС, можно будет приостанавливать. Вот таким образом решаются вопросы с ростом курса доллара. Можно лишь с горькой улыбкой констатировать: несколько лет назад Украина это уже проходила, теперь посмотрим, как с обнищанием социально незащищенного населения будет бороться Россия! Нет, импортная продукция не нравится? Тогда давайте поддерживать отечественного производителя. И пусть вино молодое и кислое, пусть его по сто раз взбалтывают, переливают из одной посуды в другую, разбавляют невежеством, некомпетентностью и политическими амбициями. А вдруг получится вкусно?