Сьогодні:22 September, 2020

Луганская Фармация – люди, традиции, качество

Осенью этого года в прессе появилось сразу несколько публикаций, посвященных 90-летию одной из крупнейших сетей Украины – КП «Луганская Фармация». В них говорилось и о том, что «Луганская Фармация» занимает более половины всего рынка лекарственных средств в области, и о том, что в структуру сети входят более 780 точек реализации, которые продают около 200 тысяч упаковок лекарственных средств и изделий медицинского назначения ежедневно. Но вот информации о том, что же позволяет такому гиганту не только оставаться на плаву, но и двигаться вперед, оказалось совсем мало. Именно об этом – о секрете успеха аптечной сети, обеспечивающей работой и стабильной зарплатой более 2000 человек, и будет наш разговор.

Весной прошлого года, когда в сети проводился цикл обучающих тренингов для сотрудников аптек, я впервые встретился с генеральным директором КП «Луганская Фармация» Виктором Бабасиньяном. Мы говорили о том, что для многих сотрудников это были первые серьезные тренинги, обсуждали необходимость дальнейшего обучения персонала, перспективы развития предприятия.

На этот раз новостью стало открытие аптечной сетью буквально на днях врачебной амбулатории при аптеке в г. Лисичанске.

– Виктор Витальевич, зачем это предприятию?

– Если посмотреть с точки зрения голого бизнеса, то ни аптеке, ни «Фармации» в целом это не особо нужно. Расходы на ремонт помещения, при ведение его в соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам состояние намного выше, чем любые возможные прибыли аптеки в амбулатории на много лет вперед. Вопрос в другом – после закрытия поликлиники, обслуживавшей до 19 тыс. человек, людям стало некуда идти. И когда в одной из аптек Лисичанска появилась возможность выделить место для врачебного приема, никто из руководства города возражать не стал. Но и средств в бюджете на это не нашлось. Поэтому «Фармация» и взяла на себя финансирование новой амбулатории. А это средства немалые: нужен не просто хороший ремонт, а ремонт, соответствующий всем требованиям к лечебному учреждению – современная вентиляция, особое освещение, отопление и т.д. В результате вместо старой поликлиники на отшибе жители района получили новую амбулаторию в легкодоступном месте, которая будет принимать не менее 100 пациентов в день.
Кроме того, у нас внедряется «паспорт доставки». Его цель – отследить движение каждой конкретной упаковки от склада к аптеке. Учитывая температурные сюрпризы в последние годы, этот паспорт может сыграть весомую роль в гарантии качества лекарственных средств.

– Какое событие в сети за последний год можно назвать самым успешным маркетинговым ходом?

– Конечно же, внедрение программы «Доступные цены». В городе и области работают уже более 20 аптек с минимальной наценкой. И это только начало!

– Какие изменения наступили в работе персонала аптек, участвующих в проекте?

– Резко снизилась эмоциональная напряженность провизоров первого стола. Теперь при увеличении количества покупателей сохраняется нормальная рабочая обстановка даже тогда, когда приходится стоять в очереди. В результате фармацевт уделяет основное внимание подбору и отпуску препаратов, а не полемике на тему низких цен. Но в аптеках данного формата нельзя работать «спустя рукава». Очень низкая наценка требует высокой оборачиваемости товара. К сожалению, сотрудников, которые хотят не «мух считать» и на жизнь жаловаться, а активно работать, двигаться, меньшинство. Поэтому отбор персонала в аптеки программы «Доступные цены» строгий. Требования к работникам действительно высокие, но и зарплата при этом тоже «на высоте». Еще один интересный пример грамотного маркетинга: в районном центре Кременского района работала аптека, которая приносила только убытки.
Проанализировав ситуацию, мы приняли решение расширить детский ассортимент и отрегулировать цены. В дополнение к этому украсили территорию перед входом, отремонтировали расположенный рядом фонтанчик. В результате людям стало интересно не только заходить в аптеку, но и просто гулять рядом, особенно мамам с детьми. В итоге – рост товарооборота за два месяца в шесть раз! И положительная динамика продолжается.

Заместитель генерального директора по контролю качества Ирина Козлова с гордостью говорит о мощной лаборатории по контролю качества, ее истории, традициях и возможностях. Сегодня эта лаборатория контролирует и производство на фармацевтической фабрике, и экстемпоральное изготовление лекарственных средств. Кстати, в Луганске сейчас изготовление препаратов ex tempore сосредоточено в одной аптеке.

– Ирина Георгиевна, почему было принято такое решение?

– На самом деле лицензию на изготовление препаратов имеют и другие аптеки сети. Однако мощностей аптеки, расположенной на территории областной клинической больницы, хватает не только на город, но и на многие районы. При этом рецепт на изготовление может быть передан в любую аптеку КП «Фармация», после чего заказ через внутреннюю сеть поступает в центральную аптеку. Благодаря отлаженной системе доставки готовый препарат можно получить в течение 1-2 дней. В месяц аптека обрабатывает более 6000 рецептов, что составляет 80% всего объема экстемпоральных средств, изготавливаемых в Луганской области.

– У входа в одну из аптек висит плакат: «12 000 наименований с гарантией подлинности и качества». Это действительно так?

– Да, любой препарат, поступающий на склад, проходит входной контроль. Только после этого он поступает в аптеку. Поэтому есть четкая уверенность во всех препаратах, реализуемых в рознице. Некоторым из них мы уделяем особое внимание – это лекарственные средства, имевшие проблемы с качеством в прошлом. Сейчас также много нареканий к поставляемому в нашу сеть спирту: начиная с несоответствия оформления этикетки и показателей спектрального анализа и заканчивая случаями, когда во флаконах вместо спирта находилась обычная вода! В таких случаях мы не только возвращаем товар, но и публикуем на сайте оперативную информацию о некачественных, забракованных, помещенных в карантин и подлежащих возврату препаратах. Эта информация доступна как сотрудникам аптек, так и всем пациентам. «Не ищите в аптеках Фармации», – так называется этот раздел.

По мнению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, начальника отдела продаж Юлианы Яблуновской, один из секретов успеха сети – это «Нужный лидер в нужное время». КП «Луганская Фармация» везло на руководителей не только талантливых, но и принципиальных в хорошем смысле этого слова. Сеть никогда не поступалась качеством препаратов ради материальной выгоды. Даже на обучающие семинары для провизоров, проходящие еженедельно, приглашаются представители только тех фармкомпаний, которые могут гарантировать качество своих препаратов.

Ольга Карпенко, заведующая Аптекой №2 – одной из самых успешных участниц проекта «Доступные цены», считает залогом успеха коллектив, человеческий фактор. Простое снижение цен еще не гарантирует успеха. У провизора должна быть страсть к работе, трудолюбие, желание достичь цели. Подтверждением этих слов служит рост оборота аптеки на 260% за последние 9 месяцев. Что характерно, динамика сохраняется. Цели коллектива амбициозные и, судя по всему, скоро они будут достигнуты. Здесь наряду с низкими ценами и высоким качеством препаратов стоит уровень подготовки первостольников, грамотная работа в торговом зале. Ведь важно не только знание препаратов, но и умение донести его до конечного потребителя, убедить пациента в правильности своей рекомендации.

«Кадры – это наше золото, – считает Ольга Васильевна. – Неотъемлемая часть работы фармацевта – любовь к людям, доброжелательность к пациентам. Даже к самым вредным, самым капризным. Или ты их любишь, или ты уходишь!». На одном из недавних тренингов я задал вопрос работникам КП «Луганская Фармация»:
– Что вы можете сказать о своей сети?
– В ней работают красивые и умные провизоры, – ответила Елена Безносова, провизор первого стола Аптеки №8.
Согласен! Целиком и полностью.

Михаил КОВАЛЕНКО


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook