Категорії
Психологія

Корпоративная война: кто кого?

Приходилось ли вам испытывать жесткий прессинг на работе? Нет, я не говорю сейчас о руководстве, в чью святую обязанность входит периодически проводить сотрудникам профилактический кипишь. Я говорю о прессинге со стороны коллег(и) или немного вышестоящего. Когда вы понимаете, что в кулуарах внедряется агрессивная политика, направленная против вас. Когда руководству компании сообщают о любой ошибке, раздувая ее до небывалых катастрофических размеров, а победы, наоборот, – обесцениваются и подаются как нечто само собой разумеющееся. Испытывали такое? Тогда эта статья для вас.

Особенности офисной жизни

Я считаю, что мне очень повезло со своей трудовой деятельностью. Можно сказать, что я практически не сталкивалась с агрессией сотрудников или кляузничеством. Если такие мелкие проявления и были, то, как правило, обусловлены они чисто женской привычкой «перемыть косточки». (Какая-то дискриминация в этом предложении. Приношу извинения. Ведь знаю, что иногда мужчины куда сильнее и старательнее «перемывают кости» коллегами и друзьям, чем женщины.) Хотя нет, немного все-таки кривлю душой. Было и такое, когда коллега вела против меня тайную войну, периодически ставя под сомнение мою компетентность в глазах руководства. Война скорее велась из любви к искусству или желания преуменьшить мои профессиональные качества. Почему я так решила? Потому что направления нашей деятельности совершенно не пересекались и я никак не могла выступать в качестве конкурентки. Тем не менее некоторые преференции у меня были, возможно, именно это не давало покоя коллеге. Признаюсь честно, подобные кулуарные интриги меня сильно изматывают и забирают много энергии. Несмотря на то, что я стараюсь их избегать, игнорировать (если это возможно) или нивелировать. Я явно не офисная акула и люблю работать в спокойной обстановке, в хорошей команде, где каждый знает, чего от него хотят, и делает свою работу качественно. Куда большее удовольствие доставляет мне конечный результат совместной или персональной работы, чем подковерная возня. Тем не менее довольно много людей отдают предпочтение агрессивной политике нежели собственному профессиональному развитию. Возможно, именно это позволяет им выглядеть более компетентными. Не мне судить. Вопрос лишь в том, можно ли что-то предпринять, попав в подобную корпоративную передрягу? Или лучше сдаться без боя?

Это чудное слово «моббинг»

Знаете ли вы о том, что у вышеописанного явления (или подобного) есть даже название. Это моббинг (от анг. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде травли сотрудника.
Зарубежная статистика говорит о том, что 3–4 % нанимаемых на работу людей оказываются в ситуации прямого или косвенного психологического давления. Ведь новый сотрудник всегда нарушает отношения в коллективе (хорошие или плохие). А 30–50 % работающих людей становятся жертвами моббинга. Более того, существует некоторая классификация моббинга, можно сказать, разделение на виды. Об этом нам рассказала наш эксперт – врач, психолог Элина Антонова. Вот что мы узнали. Различают вертикальный (среди работников разных уровней, чаще всего руководителей) и горизонтальный (среди сотрудников одного уровня) моббинг.

Горизонтальный моббинг чаще всего осуществляется старыми (давно работающими в компании) сотрудниками по отношению к новому (новым).

Может проявляться в виде:
• бойкота со стороны сослуживцев;
• предоставления неверной информации;
• игнорирования просьб;
• всевозможных сплетен, интриг и др.

Обычно такое случается, если в новичке видят конкурента или он сильно выделяется из коллектива своей неординарностью. Иногда подобное поведение является своеобразным «посвящением» в члены коллектива. В жертву моббинга может превратиться и старый сотрудник, если его неожиданно для других за заслуги выделило руководство.

Вертикальный моббинг возникает там, где есть желание освободить место для продвижения по службе, убрать конкурента или отомстить.

Проявления:
• не сообщают необходимую информацию либо искажают ее;
• если вдруг меняется время или отменяется встреча, то жертве моббинга об этом не говорится;
• его задачи перепоручают другим;
• ставится задача, которая заведомо приведет к неверному решению и др.

Есть еще один вид моббинга, под который часто подпадают руководители среднего звена – «сэндвич-моббинг». Это когда сотрудника хотят выжить и руководитель сверху, и подчиненные, стремящиеся занять его место. Методы воздействия могут быть самыми различными и по интенсивности, и по изощренности. Иногда могут вступать в сговор высшие руководители и подчиненные. Агрессивность этих форм насилия чаще всего зависит от того, что стоит «на кону» в этой конфликтной ситуации. Чем выше ставка, тем жестче и извращенней будет травля.

Кто виноват и что делать?

Допустим, в первом вопросе (кто виноват) для человека, подвергающегося прессингу, все предельно ясно. Такая себе внутренняя конкуренция или приобретенный сволочизм определенного сотрудника. Интересно, что подобные баталии могут быть направлены не только ради карьеры, но и для демонстрации и усиления собственной значимости: дескать, я лучший работник – более талантливый, умный, предприимчивый, а значит – ценный. Любой другой, кто даже не пересекается по роду деятельности, но получает, к примеру, одобрение от руководства, воспринимается как конкурент. А значит, должен быть устранен или дискредитирован. Поэтому в ход идут любые средства. Как можно выявить такого агрессора. Мне сложно предоставить четкий список. Но вот, что я заметила: такие люди, как правило, стараются участвовать всегда и во всем. У них вечно много работы – просто через край. Поэтому пашут и днем, и ночью. Они готовы брать на себя проекты других людей, лишь бы продемонстрировать свою значимость и получить признание от руководства. Создается впечатление, что это незаменимый сотрудник без которого компания просто развалится. Конечно, выполняя роль незаменимого и постоянно занятого работника, человек демонстрирует некоторую обреченность: «дескать, а что делать, если мне это все поручают». При этом делегировать обязанности он явно не хочет (кто же еще может справиться с такой важной и ответственной работой). Ведь вдруг у того, кому поручишь, все получится, а может быть, и даже лучше, чем у тебя. Это непозволительный риск. Так что же делать? Никто не скажет вам решения и не даст однозначного ответа. Выбор за вами. По мнению нашего эксперта Элины Антоновой, у вас есть как минимум два варианта: «Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос: готов ли я сражаться?

Если да, то нужно:
• запастись терпением;
• внимательно изучить коллектив, для того чтобы разработать стратегию поведения и работы. Необходимо выявить «противников» и «сторонников»;
• пробовать различные тактики решения конфликта;
• и доказывать каждый день свою компетентность.

Если же вы чувствуете, что от одной мысли о необходимости идти в этот коллектив у вас начинают болеть живот, голова, вы постоянно ощущаете себя уставшим и раздраженным и др., то не бойтесь себе признаться в том, что НИКАКАЯ РАБОТА НЕ СТОИТ ВАШЕГО ДУШЕВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

А посему напишите заявление и с высоко поднятой головой выйдете из офиса в другую жизнь!»
Оцените свои силы и возможные потери, определите, насколько для вас важна работа в этой компании и действуйте в соответствии с решением. Помните: «волка бояться – в лес не ходить». Но вопрос лишь в том, «стоит ли игра свеч…

Від РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/