Категорії
Психологія

Как уберечь ребенка от политики

Сегодняшняя Украина – не только противостояние политиков, армии и вооруженных групп. Это еще и обыденная жизнь людей, которые уже несколько месяцев находятся в состоянии постоянного стресса. Не являются исключением и дети. Нужно ли ограждать их от информации, льющейся с экранов телевизоров? Как объяснить, что происходит в окружающем мире, чтобы помочь справиться со страхом и напряжением? Эти вопросы все чаще задают психологам мамы и папы малышей и подростков. Ведь дети переживают социальные проблемы так же, как и взрослые, а порой и острее…

Украинские психологи стараются обратить внимание родителей на психическое состояние детей, поэтому решили провести в больших городах акцию «Перемены в Украине глазами ребенка», в рамках которой команды специалистов посещают детские сады и школы. Проект стартовал в Харькове, и в конце мая уже были получены первые результаты. О них рассказала нашим читателям социальный психолог Татьяна Балан: – Мы задали детям детских садов и младших классов школ вопрос: «Что сейчас происходит в Украине?». Все как один сказали: «Война», – и нарисовали танки. Также многие нарисовали динозавров, что говорит о страхах и агрессии. Воспитательница даже показала тест из старшей группы, в котором ребенок написал: «Украина — да, Россия — нет». Дети транслируют то, что видят вокруг. В рамках этого проекта мы пытаемся обратить внимание родителей на психическое состояние детей и рассказать о том, как говорить с дошкольниками и младшими школьниками о происходящем в стране, как им помочь побороть страх и тревогу, ведь наши дети чувствуют, думают и говоря так, как мы. И как бы мы не ограждали их от революционных событий, информация все равно доходит до детского сознания и поражает его.

Гармиты, Укры и красотка Бриз

С маленькими детками, у которых не развита критичность (до 10-12 лет), нужно быть очень осторожными с информацией. Ограждать их от мира не нужно, да и невозможно. Но надо дозировать сложность и количество информации. Воспитатели в детских садах и учителя продленных групп заметили, что дети с удовольствием играют современными игрушками типа гармитов, трансформеров из фабрики героев, которые сошли с экранов телевизоров в наши дома, и принесли с собой кроме конструктивных и развивающих качеств еще и агрессивные, обучающие защищать себя и свой мир. В последнее время сюжет детских игр изменился. Если раньше роботы дрались между собой, то теперь они защищают новых персонажей. Зеленая «красотка» Бриз и желтый, до зубов вооруженный Эво, оказались по разные стороны баррикады, защищая «укров» и «колорадов»…

Аватар идет на помощь

Не пугайтесь, если ребенок начинает играть в отрицательных героев. Его подсознание таким образом пытается идентифицироваться с отрицательным героем и через него избавиться от негатива. «Войнушка» в детских играх всегда была и будет. И в течение одной игры дети могут меняться лагерями. Воюют они примерно с одинаковой силой агрессии. Им главное — выплеснуть эту агрессию. Не нужно ругать ребенка, если заметили, что он играет не на той стороне, которую поддерживают родители. Не бойтесь говорить детям, что есть люди и есть политика, а это разные вещи. Если ребенок сталкивается с какой-то информацией, важно, чтобы мы были рядом и дали ему внешнюю опору, могли нейтрализовать возможное травматическое влияние этой информации. Например, чтобы тревога ребенка не проявилась позже в виде вспышек агрессии, температурных скачков, рвоты, расстройства желудка или мочеиспускания, нужно снять напряжение, приходящее из внешнего пространства. Ребенку нужно очень осторожно и бережно рассказывать о том, что в стране сейчас все сложно, но взрослые обязательно справятся. С малышами читайте книги, в которых добро побеждает зло (например, Корнея Чуковского «Тараканище»), смотрите добрые мультики. Деткам постарше можно показать современный мультсериал «Аватар», объясняя при этом, что каждая стихия, описанная в сериале, – вода, земля, ветер, огонь – нам нужна. Но избыток какой-то стихии приводит к «болезни». Например, много «магии огня» приводит к войне, агрессии и боли. Попытайтесь оградить ребенка, чтобы он не видел насилия, крови на телеэкране, а тем более в реальности. Если же все-таки получилось, что ребенка нельзя избавить от таких просмотров, то обязательно все увиденное нужно обсудить с ним, объяснить, что происходит. Будет лучше, если разъяснят родители, чем он сам «допридумывает». У детей постарше есть своя стратегия, как бороться со стрессом. Еще этой зимой обычная игра в снежки именовалась подростками не иначе чем «Майдан – Беркут», сейчас же они организовывают во дворах блок-посты и прорываются через них с боями. Очень толерантно относитесь к таким играм, особенно в нынешнее время. Пусть лучше они отыграют политические события – это самый безопасный способ отреагировать на стресс. И самое главное для родителей – спокойное отношение к происходящему. Объясните, что каждая страна, как и каждый человек, переживает кризисы. Только кризисы у человека проявляются в виде болезни или эмоциональных всплесков, а у страны в виде социальных потрясений. Но, как и у человека, так и у страны, после болезни приходит выздоровление.

В здоровом теле – здоровый дух

Если вы почувствовали, что ваш ребенок напряжен, тревожится, без причины боится, плачет, грубит, закатывает истерики, значит, стресс уже сделал свое дело. Чтобы успокоить, в первую очередь надо погладить по голове любимое дитя, обнять, поцеловать. И это вовсе не «кошачьи нежности». Далеко не все знают, что чем больше родители прикасаются к телу ребенка, тем в большей безопасности и комфорте он себя чувствует. Есть «волшебные точки» в теле ребенка – это те места, которыми детеныш еще внутриутробно касался стенки матки. Он их запомнил на уровне подсознания, телесной памяти. Это стопы, поясница, место между лопатками и макушка. Но к макушке мы прикасаемся с очень большой осторожностью – просто гладим по голове.
Место между лопатками так и называется: «место поддержки». Ребенок чувствует больше уверенности, если его погладить там. Но прикасаться к ребенку стоит только в том случае, если нам самим спокойно. Для него, как и для взрослых, безопасность состоит в первую очередь в безопасности тела. Оно – наш первый дом. И как бы ни было «холодно и ветрено» снаружи, внутри мы создаем уют с помощью прикосновений. Но при этом не забываем, что любое напряжение остается в теле. Ребенку важно давать возможность это напряжение «отыгрывать» телом. Здесь будут уместны любые подвижные игры, начиная от мяча и заканчивая боксированием подушки. Играть нужно, чтобы была эмоциональная разрядка, чтобы ребенок радовался, смеялся, чувствовал себя победителем. И не столь важно, если он на самом деле проигрывает вам, поддайтесь! И не страшно, если он придумывает свои правила, сам их меняет и сам себя назначает победителем – так он защищается от внешней агрессии, побеждая внутреннего агрессора и снимая напряжение. Очень важно при этом говорить детям: «Я с тобой. Ты в безопасности. Мы обязательно справимся. Ты победишь!». Для снятия стресса у младших детей подходят любые методы арттерапии: работа с песком, глиной, пластилином. Главное – больше времени проводить с ребенком, почаще держать его за руки, обнимать. Очень важно, чтобы дети понимали: здесь и сейчас все нормально. Они чувствуют нестабильную ситуацию в стране, поэтому старайтесь не менять распорядок дня.

Конечно, при ребенке не желательно смотреть новости, но сейчас из этого состоит вся наша жизнь, поэтому старайтесь прикасаться к малышу ладонью во время их просмотра. Чем больше сейчас массажей, «проминаний» стоп, обниманий, тем больше ощущения безопасности у ребенка. Детям подросткового и юношеского возраста лучше использовать методы мышечной релаксации, дыхательные техники, медитацию. Ведь ребенок становится агрессивным не потому, что он плохой, а потому, что ему страшно.
Следует понимать, что большинство нервных срывов не из-за того, что происходит в действительности, а из-за информационной интоксикации в СМИ и Интернете. Любые события, происходящие в обществе, так или иначе отражаются на семье. Дети всегда воссоздают в своих играх мир взрослых. Поэтому им так же, как и взрослым, важно учиться разделять территорию внутреннюю и внешнюю. Покажите детям, что дома мы создаем свой, внутренний, семейный мир. И что бы ни происходило во внешнем, дома ребенок должен чувствовать себя в безопасности.

Виктория ИВАНОВА, детский психолог

Від РАП

РАП - https://www.rap.in.ua/