Акция: Приказ МЗ Украины «Об утверждении Перечня лекарственных средств, запрещенных для рекламирования, отпускаемых без рецепта»
№ 876 от 06.11.2012 г., далее по тексту – Приказ № 876.
Дата проведения: С момента официального опубликования Перечня, а именно – с 10.12.2012 г., когда Приказ № 876 был опубликован в «Официальном вестнике Украины» за 2012 г. № 92. Бессрочная.
Подготовительная акция: Приказ МЗ Украины «О некоторых вопросах запрета рекламирования лекарственных средств» № 422 от 06.06.2012 г., далее по тексту – Приказ № 422.
Бюджет: ???
Социальная составляющая подготовки, принятия и опубликования Приказа № 876 очевидна: государство должно заботиться о тех украинцах, которые самолечением средств, рекламируемых по телевизору, могут нанести себе необратимый вред.
Дополнительно в процессе нужно определиться с категориями украинцев, которые находятся в зоне риска, и выделить те препараты и болезни, которые имеют особое значение.
Так, потенциально опасными для потребителя (немного иронии), согласно Приказу № 876, были признаны
(и поэтому запрещены к рекламе) следующие препараты:
• «Аква Марис», «Амброксол 15», «Парацетамол» – НВЦ «Борщаговский ХФЗ», «Амизончик» – ПАО «Фармак», АЦЦ – Salutas Pharma, «Грипекс Актив Макс» – Unilab, «Эфералган» – Bristol-Myers Squibb, «Колдрекс Найт», «Колдрекс Юнион» – GlaxoSmithKline, «Називин» – Merck, «Но-Шпалгин» – Sanofi Aventis и др.;
• «Барбовал», «Корвалдин», «Корвалол» – ПАО «Фармак», «Валокордин» – Krewel-Meuselbach и др.;
• «Мульти-Табс Малюк», «Мульти-Табс Бэби», «Мульти-Табс Школяр» – Ferrosan, «Нурофен для детей» – Reckitt Benckiser и др.
Перечень не полный, здесь выборочно указаны самые «заметные» и часто рекомендуемые врачами и провизорами лекарственные средства, без претензий на строгую иерархию или критичную важность. Всего в Перечне на данный момент 327 препарата, в основном – лекарства от простуды и обезболивающие. Что же может произойти в случае бесконтрольного применения одного из запрещенных препаратов, чем чревато самолечение ими?
Приказом № 422 МЗ Украины были введены критерии для определения лекарственных средств, рекламирование которых запрещено.
После знакомства с этими критериями появляется ощущение, что дело не во «вреде самолечения».
Например, по какому из них в Перечень попал «Аква Марис»? Как лекарство, содержащее наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры? Или как препарат, применяемый для лечения чрезвычайно опасных инфекционных заболеваний? А что делает в Перечне «Крушины кора» (по большей части, украинских производителей: ООО «Фитолик», ЗАК «Ликтравы», ФФ «Виола» и др.), «Листья подорожника большого» (ООО «Фитолик», ЗАК «Ликтравы»), прочие подобные препараты?
Думаю, ответы есть, но… сейчас они не очевидны.
1. Лекарственные средства, отпуск которых осуществляется только по рецепту врача.
2. Лекарство, содержащее наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры.
3. Если использование препарата может вызвать зависимость, которая указана в инструкции для медицинского применения, за исключением лекарственных средств для наружного применения.
4. Лекарственное средство используется исключительно для лечения во время беременности и лактации.
5. Лекарство используется только для лечения детей в возрасте до 12 лет.
6. Лекарственное средство используется для лечения:
– туберкулеза,
– венерических заболеваний,
– чрезвычайно опасных инфекционных заболеваний,
– ВИЧ / СПИДа,
– рака и других опухолей,
– хронической бессонницы,
– сахарного диабета,
– ожирения (включая лекарственные средства, применяемые для снижения веса),
– импотенции (эректильной дисфункции).
Хорошо. Признаем, что рекламное пространство Украины обжито довольно плотно (телевидение, радио, печатная продукция) в части прямой рекламы. BTL-реклама (с английского – below-the-line, то есть та, что «находится за линией»), такая как промо-акции, выставки и пр., больше сконцентрирована в крупных городах, но тоже характеризуется высокой интенсивностью.
Приказ № 876 неминуемо толкает фармацевтический рынок в сторону от проторенных и ставших классическими путей рекламы на ТВ и в прессе.
Далее следует простое логическое заключение.
Если запрещенным к рекламе является четко идентифицированный препарат (возьмем для примера «Амброксол» НВЦ «Борщаговский ХФЗ»), то, соответственно, усилия переносятся на аналоги («Аброл», «Лазолван», иные). Но в убытках остается конкретный производитель.
Не предлагать же производителю как альтернативу создавать на основе запрещенного к рекламе (не реализации) препарата другой, с подобным фармакологическим действием и новым названием? Не новость, что с прохождением процедуры государственной регистрации лекарственного средства и другими сопутствующими мероприятиями связаны ощутимые потери времени и финансовых средств.
Тем более что, по словам главы комитета Верховной рады Украины по вопросам здравоохранения Татьяны Бахтеевой, перечень еще будет дополняться…
А значит существует дамоклов меч – постоянная угроза, которая сопровождает производителя и других участников в цепочке продвижения и реализации товара: в любой удобной момент тот или иной препарат может оказаться под запретом к рекламе! Это не смертельно, но ведет к сорванным планам по реализации, разорванным на куски рекламным бюджетам, потрепанным нервам и бессонным ночам.
Сложно верить в формулировку «общественная польза» в Украине, когда практически любая акция государства является той же BTL-акцией. В ней есть социально-ориентированный фасад (формулировка «спасение от самолечения», неминуемо вредящего нам, представленная на официальном сайте МЗ Украины), а также некий дополнительный смысл, который всегда находится «за линией» для обычного потребителя.
Сложно представить «вред от самолечения» после принятия (видимо, в больших объемах и не отвлекаясь) настоя «крушины коры», или системного и с чувством впрыскивания внутрь себя «Аква Марис». Хотя и стопроцентно утверждать противоположное не хочется, потому как и хлебом люди давятся, и от избытка выпитой воды умирали.
Но не дает спокойствия понимание одной просто вещи.
Контроль над содержимым Перечня (вводом новых лекарственных средств, выводом других, получение своевременной информации, др.), введенного Приказом № 876, позволит получить очень существенные козыри в конкурентной войне, в ряде случае – решающие любому из производителей…
Так не это ли тот смысл и то содержание акции, которое «за линией»?