Сьогодні:27 September, 2020

Галина Гужва: «Для фармацевта самое главное – не потерять человеческое лицо»

Что отличает успешного аптечного работника? Об этом можно рассуждать целый день без устали, но основной критерий всетаки один: успешным будет тот фармацевт, который хочет и может учиться и развиваться. Именно этот принцип взяла за основу в своей профессиональной деятельности Галина Гужва, фармацевт аптечной сети «Медицина для Вас» (г. Николаев).

Вспоминая парфюмера

Прописная истина: отдаваться работе всей душой человек может, только если это действительно дело его жизни. Нелюбимая профессия, как ни старайся, по-настоящему никогда не увлечет. И хотя Галина Дмитриевна говорит, что стала фармацевтом по случайности, далеко не каждый выбирает себе работу, полагаясь на обоняние. «Мне с детства нравился запах лекарств. И я любила играть в «больничку», намазывать себя зеленкой и йодом. Мама долго наблюдала за моим увлечением и однажды спросила: «Дочка, а ты не хочешь стать фармацевтом?». Я тогда подумала: а почему бы и нет? Профессия женская, в отличие от многих других несет пользу для людей, к тому же я обожаю атмосферу аптеки. По сути, фармацевт – это врач, только без крови», – рассказывает Галина Дмитриевна. Когда пришло время делать выбор, она поступила в Львовское медицинское училище, а окончив его, по распределению попала в Николаев. «Конечно, у меня была возможность остаться в своем регионе, и многие девочки у нас буквально плакали и просили их не отправлять далеко от дома. Но мы с подругой были мечтательницами, нам хотелось вырваться куда-то ближе к морю, где солнце и тепло. Вот так я оказалась на юге, и за всю жизнь ни разу об этом не пожалела», – вспоминает Галина Дмитриевна, которая на данный момент в профессии уже 29 лет, и большая часть из них прошла в Николаеве.

Врач без крови

Начиналось все с межбольничной аптеки, где молодой специалист проработала 1 год и, по собственному признанию, получила много опыта. «Межбольничную аптеку как место работы можно сравнить с заводом. Помню, в те времена, засыпая, я и во сне видела, как запечатываю и фасую бутыли с лекарствами», – смеется Галина Дмитриевна. Продолжила свой профессиональный путь она уже в обычной аптеке. А спустя довольно долгое время в городе появилась аптечная сеть «Медицина для Вас», которая открывала новые перспективы, и прежде всего – в отношении обучения, к которому Галина Дмитриевна всегда стремилась. «Уже 15 лет я работаю в этой сети и очень довольна. Прежде всего, потому что у нас отличные условия труда, постоянно проводятся обучающие занятия с ведущими специалистами – врачами, медицинскими представителями, психологами. И это существенно повышает уровень нашей подготовки», – объясняет Галина Дмитриевна. По ее мнению, фармацевт должен постоянно развиваться, ведь сегодня на него легло много дополнительных задач. Пусть экстемпоральным изготовлением лекарств сейчас уже почти никто не занимается, зато возросла ответственность в части аптечной консультации. «Не секрет, что люди сплошь и рядом занимаются самолечением и, не дожидаясь возможности попасть на прием к врачу, приходят за советом прямиком в аптеку. Поэтому аптечный работник – уже не просто продавец лекарств, а консультант, который должен уметь подсказать посетителю, как и чем лучше лечиться, при этом объяснить ему все просто и доступно. И в то же время не должно быть никакого навязывания покупки. На тренингах нам рассказывали, что нужно смотреть на человека, на его возможности, и предлагать не самый дорогой препарат, а тот, который он действительно в состоянии купить. То есть, важно поставить себя на его место. Ведь в нашей профессии самое главное – не потерять человеческое лицо», – говорит Галина Дмитриевна. Как профессионалу с практически юбилейным стажем работы ей бывает очень неприятно слушать, что говорят про аптекарей с экрана телевизора. В основном это обвинения в некомпетентности, утверждения, что фармацевт не имеет права давать советы посетителю. «Учитывая, что грамотная фармацевтическая опека – первое требование Надлежащей аптечной практики, которая как раз сейчас внедряется в Украине, такие заявления звучат, по меньшей мере, странно. Почему мы не можем что-то посоветовать? Ведь раз в 5 лет мы в обязательном порядке проходим переаттестацию. А в нашей сети еще и 2 раза в месяц посещаем обучающие мероприятия, которые проводятся лучшими врачами области. Фармацевт как специалист, к которому люди каждый день несут свою боль, достоин уважения, и хотелось бы, чтобы об этом помнили и за пределами фармацевтического рынка», – подчеркивает Галина Дмитриевна.

О пользе медпредставителей

Как человек, который стремится брать знания повсюду, где только можно, Галина Гужва с большой симпатией отзывается и о работе медицинских представителей: «Меня часто спрашивают, как я отношусь к медпредставителям и считаю ли, что они нужны. Так вот, я прекрасно к ним отношусь! Медицинские представители значительно облегчают нам работу. Ведь все необходимые нюансы в инструкции не найдешь, а посетители могут задавать самые разные вопросы. И только медпредставители способны объяснить, как лучше подать их препарат, в чем его преимущества и особенности. Поэтому я всегда им рада, но только на занятиях. Когда медпредставитель приходит в рабочее время и, стоя в очереди, пытается что-то рассказать (этим грешат многие мелкие фирмы), такое общение не идет на пользу ни нам, ни ему».

Обратная связь

Однако, несмотря на длинные очереди, работа доставляет Галине Дмитриевне огромную радость. Причина – в самой специфике, ведь аптечный пункт, где работает фармацевт, расположен в роддоме. «Невозможно объяснить, как это прекрасно – видеть каждый день жизнерадостных людей, которые только что стали мамами, папами, бабушками и дедушками! Это всегда позитивные эмоции, всегда счастливые лица. А вот напротив нашего корпуса находится кардиологическое отделение, оттуда пациенты тоже часто заходят. И к ним нужен совсем другой подход – важно уметь посочувствовать, поддержать человека, настроить его на выздоровление», – рассказывает Галина Дмитриевна. Несмотря на то что аптечный пункт работает при лечебном учреждении, его часто посещают постоянные клиенты, которые приезжают даже из других районов.
«Говоришь им: у вас же во дворе открылась аптека нашей сети, зачем вам ездить в такую даль? Отвечают, ничего, мы лучше к вам. Наш аптечный пункт ценят за то, что здесь всегда все согласовано с врачом. И если нужно сделать замену, мы обязательно уточняем ее у врача. В то же время иногда не хватает обратной связи. Бывает, что в поликлинике другого района человеку выписали рецепт на несколько препаратов, и он не понимает, зачем они нужны. Приходится объяснять, что ему необходимо именно комплексное лечение, заниматься разъяснительной работой. Иногда обращаются за уточнениями по рецепту, мы выясняем: «Почему вы не спросили об этом у врача?». Отвечают: «Ему некогда». Все-таки врач должен находить время на то, чтобы в двух словах объяснить пациенту, зачем ему прописано то или иное средство», – отмечает Галина Дмитриевна.

У синего моря

Своей главной ценностью Галина Гужва называет семью: мужа, сына и невестку. И надеется, что в скором времени станет бабушкой. Есть у фармацевта и хобби – рыбалка, которой Галина Дмитриевна по возможности посвящает свободное время. Кроме того, она очень любит путешествовать.

Будущее фармации

Что касается молодого поколения фармацевтов, то тут у Галины Дмитриевны мнение однозначное: «На обучающих мероприятиях я вижу, что молодежь сейчас активная, не стесняется задавать вопросы, не боится высказывать свое мнение. Коллектив у нас постоянно обновляется, и не иссякает очередь молодых специалистов, которые хотят получить опыт работы именно в нашей сети. Так что, думаю, проблем с квалифицированными молодыми кадрами в Николаеве нет. Единственное, что можно пожелать фармацевтам, которые только начинают свою профессиональную деятельность, – это быть активными и обязательно заниматься самообучением, ведь без развития невозможно стать хорошим специалистом».


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook