Категорії
Аптеки Світу

Drugs по-колумбийски

Уникальная природа Амазонии, следы древних цивилизаций, зажигательные ритмы Шакиры – к сожалению, не эти милые особенности всплывают в памяти при воспоминании о Колумбии. А вот невинное английское словечко drug (лекарство) порождает множество сомнительных ассоциаций. Но, несмотря на славу сердцевины мирового наркобизнеса, эта латиноамериканская страна может похвастать развитым и очень перспективным фармацевтическим рынком, где слово «препарат» имеет вполне определенное значение.

Крупные покупки

Парадокс, достойный оскароносного сценария: страна, из которой на самодельных подводных лодках переправляют партии кустарных наркотиков, одновременно выстраивает вполне цивилизованный и конкурентоспособный фармацевтический бизнес. Ежегодный прирост на 14 % и пятое место по региону – весьма неплохие показатели для рынка, благодаря которым Колумбии удается без особого труда привлекать инвестиции. При этом, согласно исследованию агентства Oxford Business Group, почти 30 % колумбийского рынка лекарственных средств составляют генерики. Выбранную колоритной страной политику продвижения препаратов-копий эксперты считают успешной. В то же время, по их мнению, регуляторные механизмы рынка здесь пока недостаточно проработаны, хотя и направлены на благие цели. Лидеры в генерическом сегменте – хорошо знакомые всем лица. В первую очередь – компания Sanofi, которая в 2012 году приобрела колумбийскую компанию по производству генериков Genfar. Сегодня Sanofi занимает 30 % генерического рынка Колумбии. Самый крупный конкурент французской компании, Laboratorios MK, контролирует 20 % национального рынка.

Помимо Sanofi, местными мощностями заинтересовалась и швейцарская компания Nycomed: несколько лет назад она объявила о приобретении колумбийской Laboratorios Farmacol S.A. с целью укрепить свои позиции в Латинской Америке. На данный момент рынок продолжает стабильно расти и, по мнению экспертов, не насытится еще как минимум два года. Хотя, конечно, есть у него и ряд проблем.

Камни на пути

Как и все развивающиеся рынки, Колумбия не может похвастать качественной защитой интеллектуальной собственности, что заставляет производителей оригинальных препаратов проявлять осторожность, принимая решение о степени присутствия в этой стране. Конечно, с точки зрения цены на лекарственные средства для колумбийцев это благо, но с позиции обеспечения качественными препаратами – проблема. Вряд ли вызовет удивление тот факт, что здесь имеются проблемы с регуляторной базой. Так, в определении генериков не указываются точные параметры содержания действующего вещества, в связи с чем не проводится граница между генериками и биоаналогами. В этой части колумбийские законы не соответствуют ни нормам ВОЗ, ни правилам, которых придерживаются регуляторы в США и странах ЕС. Но у колумбийского правительства на все претензии инновационных производителей есть один ответ: лекарственные средства должны быть доступными для людей. Кроме того, последние пять лет в стране действует государственное регулирование цен на ряд препаратов. Аналитики отмечают, что в стране затерянного Эльдорадо есть все возможности для развития собственного сегмента R&D, нет только заинтересованности в этом правительства и благоприятного налогового климата. При этом объем потребления рецептурных препаратов растет в среднем на 6 % в год и исчисляется уже в $1,5 млрд.

Опасность тропиков

Как и в большинстве стран мира, главная причина смертности в Колумбии – ишемическая болезнь сердца (29,1 % случаев). На втором месте – насильственная смерть (18,1 %). Замыкает печальный ТОП-3 инсульт (13,3 %). Кроме того, в стране тропических джунглей лидерами среди лекарственных средств являются вовсе не привычные для украинцев антибиотики, противокашлевые или препараты от переедания. Здесь грозный враг – это тропические инфекции, в том числе болезнь Чагаса, бешенство, венесуэльский конский вирус энцефалита и западный нильский вирус. Долгое время Колумбия страдала от малярии, которая давала 250 тыс. случаев в год. Однако в 2013 году опасная инфекция была ликвидирована, за что Колумбии присужден статус чемпиона Южной Америки в борьбе с малярией. На данный момент колумбийское правительство активно развивает кампании по вакцинации, этим процессом охвачено уже 91,1 % населения. Кроме того, часто жители становятся жертвами укусов ядовитых змей, при этом наблюдается дефицит поставок сыворотки для таких случаев – возможно, из-за сложных отношений, которые сложились у Колумбии с представителями Big Pharma. Еще одна национальная проблема – недоедание и железодефицитная анемия у детей (23 % случаев).

Цена как аргумент

Борьба с высокими ценами на лекарственные средства остается приоритетным направлением колумбийского правительства и сегодня. Так, недавно президентом был издан указ, цель которого – снизить стоимость биотехнологических препаратов на 30–60 %. Откуда же такая озабоченность ценой? Все началось в 2009 году, когда, проанализировав ситуацию на колумбийском рынке лекарственных средств и сравнив ее с внешними рынками, правительство выяснило, что колумбийцы платят за препараты больше, чем в 93 других странах мира, являясь далеко не богатой нацией. Естественно, перемены в законодательстве фармгиганты встретили без энтузиазма: было озвучено обычное в таких случаях возражение, что таким образом Колумбия лишает себя необходимых лекарственных средств, способствует снижению их качества и создает значительные риски для населения, и без того измученного тропическими эпидемиями. Но пока руководство страны стойко держит курс на снижение, и уступать не намерено.

Колумбийская дрогиерия

Что касается аптечного сегмента, то в крупных городах конкуренция между ними довольно жесткая: аптеки встречаются почти на каждом шагу. Кроме того, знакомую вывеску «Farmacias» можно найти в любом крупном торговом центре или супермаркете. Но это дань западным веяниям, среди местного населения аптеки называются «дрогиериями». Круглосуточных аптек в Колумбии не так много, большинство из них расположены в городах. Рецептурный отпуск – вопрос очень тонкий. В принципе, если посетитель знает состав лекарственного средства, в ряде аптек он может получить его и без рецепта, хотя по закону такие действия запрещены. Аптечный ассортимент похож на украинский: рецептура, ОТС-препараты, диетические добавки и товары для красоты и здоровья. Вполне успешно здесь работают аптечные сети (самые крупные – Paster и Copidrogas). Уровень подготовки аптечных работников довольно высокий, в большинстве случаев колумбийские коллеги проводят качественную фармопеку, не злоупотребляя доверием посетителя: если у них есть сомнения – отправляют к врачу. Всего в стране фармацевтов готовят четыре университета.

В целом сомнительная слава Колумбии часто мешает реальному восприятию ее как страны, где фармацевтический рынок развивается с завидной скоростью, а серьезные проблемы решаются не на словах, а на деле. Но, присмотревшись, под внешним антуражем можно разглядеть перспективу. И, возможно, уже в ближайшем будущем колумбийская фармация станет лидером региона.

Парадоксы судебной системы

О том, что Колумбия всерьез настроена развивать свое производство лекарственных средств, говорят и некоторые судебные прецеденты. Например, несколько лет назад компания Pfizer вполне обоснованно возмутилась тем, что локальный производитель Lafrancol выпускает средство, аналогичное знаменитой «Виагре», еще и копирует цвет и форму всемирно известного препарата. Но вопреки ожиданиям, судебный иск был удовлетворен в пользу местного производителя. Более того, колумбийский суд вынес решение об изъятии Viagra с рынка и предложил фармгиганту подать апелляцию в более высокие инстанции.

Источники: Исследование агентства Oxford Business Group; who.int; colombiareports.com; reportlinker.com; researchandmarkets.com.
Полный список источников находится в редакции.