Сьогодні:26 November, 2020

Алла Вавшко: «Внутри должно быть солнце и тепло»

Главной заботой для аптеки всегда остается вопрос: «Как привлечь больше людей?». Придумываются разные подходы, разрабатываются новые акции и системы скидок, и все равно это не всегда дает результат. По мнению Аллы Романовны Вавшко, заведующей Аптекой №2 аптечной сети «Авиценна» (г. Винница), самое важное – это осознавать миссию аптечного работника. Только так можно создать аптеку, которую полюбит целый район.

О первых шагах в фармации

Решение стать фармацевтом я приняла еще в 7 лет. Моя мама работала в аптеке, поэтому в детстве я часто там бывала. Помню, все эти манипуляции с порошочками, растворами казались мне каким-то завораживающим таинством, волшебной сказкой. Поэтому после 8 класса я, не раздумывая, поступила в Житомирское училище, которое закончила с отличием. И поняла, что останавливаться на этом нельзя, поэтому поступила во Львовский медицинский институт. По его окончании пришло время распределения, и я попросилась на работу в родной город, поскольку на тот момент уже стала мамой – моей дочери как раз исполнился 1 год 3 мес. Так я попала в аптеку при детской больнице, где проработала более 13 лет: сначала – провизором-технологом, а последующие 12 лет – заместителем заведующей. Времена тогда были тяжелые – как раз начало 90-х. Приходилось как-то выживать, самостоятельно разыскивать субстанции для экстемпорального производства. Помню, мы находили остатки на складах, договаривались с руководством военной части, просили посуду у мясокомбината. Но как бы сложно ни было, мы из последних сил старались помочь нашим больным деткам. Тем более что коллектив у нас собрался хоть и небольшой, но очень дружный.

О новых горизонтах

С самого начала работы я мечтала попасть в розницу. Мне казалось, что больничная аптека – это что-то скучное и очень закрытое. Но на деле все вышло иначе. Конечно, у нас не было такого потока людей, как в обычных аптеках. Обслуживалось 12 отделений, и каждый день мы имели дело с одними и теми же медсестрами. Но зато мы точно знали потребности отделения, характер людей, с которыми работали, и в целом были как семья, даже отмечали вместе праздники. Однако затем началась реорганизация, аптека перестала делать стерильные растворы и превратилась во что-то вроде аптечного склада, основной функцией которого было хранение гуманитарной помощи. Смотреть на это было больно, работать скучно, да и в материальном плане – абсолютно неинтересно. На тот момент я уже много лет по роду деятельности общалась с людьми из аптечной сети «Авиценна», и попросила их взять меня на работу. Вот так я стала заведующей новой аптекой, и моя мечта работать в фармрознице осуществилась. На данный момент в должности заведующей я работаю уже почти 14лет, а мой совокупный стаж в аптечном деле – 26 лет.

О том, как аптеку сделать домом

По-моему, в нашей работе самое важное – это любовь к людям. Нужно чувствовать каждого, искренне ему сопереживать. Наша аптека находится в спальном районе, и основной контингент – это мамочки, бабушки и дедушки, которые приходят рассказать о своих проблемах и услышать от провизора какой-то совет. Здесь все друг друга давно знают, и каждый день слышишь признания в любви. Однажды мне сказали: «Я вас уже 20 лет люблю!». Я засмеялась: «Да я тут всего 14 лет работаю, как же вы меня целые 20 успели полюбить?». Мы все уже стали семейными провизорами. Еще в детстве, наблюдая за работой мамы, я видела, как она общается с посетителями, как стремится окружить их заботой, и у меня сложилось представление, что люди в аптеке должны работать именно так. Ведь на самом деле мы не продаем человеку лекарства – мы даем ему веру, любовь, частичку себя. Иногда помогает не столько та таблетка, сколько вовремя сказанное доброе слово. Поэтому мое требование к девочкам – чтобы они всегда работали с улыбкой и добрым, искренним отношением. На зеркале, рядом с которым мы переодеваемся, висит табличка: «Подведи губки и улыбнись!». И для посетителей стараемся создать атмосферу домашнего уюта. 1 апреля я вывешиваю в торговом зале постеры с шутками. Поначалу мне говорили, что это просто неуместно, но практика показала обратное. Так приятно видеть, что даже самый хмурый посетитель, прочитав, например, какое-нибудь высказывание Фаины Раневской, расплывается в улыбке – и все, он уже не может скандалить, не может уйти от нас недовольным или расстроенным. На окнах у нас стоят цветы, в торговом зале – удобные кресла, столик, и нередко люди заходят просто отдохнуть, посидеть под кондиционером в жаркий день. Я считаю, что в аптеке не должно быть гнетущей тишины – все-таки это не операционный зал. Поэтому у нас всегда играет легкая фоновая музыка. Мы стараемся не забывать и о детях, поэтому в зале для них всегда есть игрушки. Самый большой комплемент для меня – это когда посетители говорят: «Мы приходим к вам, как домой».

О квалификации персонала

Я считаю, что мне очень повезло с людьми, которые работают в нашей аптеке. Но если говорить объективно, то квалификация молодых специалистов сегодня оставляет желать лучшего. Приходят провизоры, которые в глаза не видели ступку, никогда не готовили ни одного раствора. Понятно, что производство лекарственных средств в условиях аптеки на фоне современных заводских технологий – сегмент рудиментарный. Но все же настоящий провизор должен это уметь. Если ты 20 раз самостоятельно приготовил раствор фурацилина, то уже точно сможешь объяснить пациенту, как его применить, расскажешь, что значит «развести 10 % средства». В целом, на мой взгляд, аптеки с экстемпоральным производством обязательно должны быть – пусть не везде, но хотя бы 2-3 учреждения на город. Что касается кадров, то мы их выращиваем самостоятельно – главное, чтобы было желание учиться. И еще я всегда говорю девочкам, что не нужно бояться переспросить, уточнить. Бывает, приходит в аптеку врач или студент медицинского вуза и начинает сыпать терминами – ничего страшного, на это есть справочник. Тем более что ассортимент постоянно обновляется, меняется состав. Так что поискать подсказку никогда не зазорно. А вот если нет желания развиваться, узнавать что-то новое, то надо идти в другую профессию.

О бизнесе и конкуренции

Неприятно, что аптечное дело сегодня возвели в ранг супербизнеса. Зная кухню изнутри, понимаешь, что все совсем не так. Аптека – это огромная ответственность. Взять хотя бы тот же предметно-количественный учет: ведь сколько раз было, когда за наркотиками и психотропами приходили наркоманы с фальшивыми рецептами. И нужно брать на себя все риски. Кроме того, среди аптек сейчас просто невероятная конкуренция. Я насчитала только на нашем проспекте 13 аптек. И единственное преимущество, которое позволяет нам успешно конкурировать, – это качество обслуживания. У нас есть правило: даже если в торговом зале стоит большая очередь, не отпускать посетителя без хотя бы самой коротенькой рекомендации, например, о способе применения или дозах. Человек должен знать, что мы увидели его, заметили его потребность и уделили ему какоето время. Если приходят конкретно за советом, то тут уже консультируем в полной мере. Нельзя просто механически поставить препарат на прилавок с криком: «Следующий!». Тогда это уже не аптека, а банальный магазин.

«Мы не продаем человеку лекарства – мы даем ему веру, любовь, частичку себя.»

Еще мы по возможности участвуем в социальных проектах. Например, не так давно я по примеру одной киевской сети инициировала у нас присоединение к движению «Открытые ладони». Теперь наши посетители могут купить для незнакомого человека препарат, который оставляется на специальной полочке. И вот на прошлой неделе зашла бабушка и спросила, сколько стоит одно нестероидное противовоспалительное средство. Мы назвали цену, она стала перебирать деньги в кошельке, сказала, что слишком дорого, а пенсия еще нескоро. А у нас как раз этот препарат стоял на полке в рамках проекта. Бабушка долго отказывалась, но мы ее все-таки уговорили, и она со слезами на глазах ушла из аптеки. Думаю, всем аптечным учреждениям стоит задуматься о присоединении к этому движению, ведь нашим пенсионерам очень часто нужна помощь.

О главном

Провизору, только начинающему свою аптечную деятельность, я посоветовала бы чаще спрашивать мнения более опытных коллег и, конечно, слушать свое сердце. В нашей профессии как ни в одной другой важно, чтобы внутри жило солнце и тепло, которое можно передать окружающим. Я не помню ни одного дня, когда шла бы на работу с тяжелым сердцем, что ни происходило бы в моей жизни.


Гарна стаття, чи не так? Поділіться з друзями!

Facebook